Что значит «утопия»?
Cлово «утопия» означает:
(гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) — теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция У. — функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является "государство" Платона. Термин "У." восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516). Общими чертами всех У. являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В У., как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения У. существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского "О вечном мире", "Рассуждение о мире и войне" В. Ф. Малиновского, "Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др. Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм Л утопический коммунизм — проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы, равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм — уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить "бесконечным" Абсолютом; теургическое беспокойство — стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм — вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия — оптимистическая вера в человека. В литературе существуют различные виды типологизации У. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать У. следующим образом: по социально-классовому признаку — феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию — архитектурная, феминистская и т.д.; по форме — роман, трактат; по способу реализации — преобразование мира, бегство от него.
Источник: Политический словарь
Значение слова «утопия» в словарях
(от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).
Источник: Политический словарь
Социологический словарь
Утопия
(греч. u — не, нет и topos — место) — неологизм англ. писателя и государ, деятеля Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греч. корней и, т. е. нет, либо ей, т. е. благо. В сочетании со вторым слогом topos (место) он, т. обр., означает либо "Нигдейя", либо "Блаженная страна". Двойственность усиливается композицией написанного на латыни сочинения Мора (1516), где рассказ "вожатого" о прекрасной жизни на острове обрамлен перепиской автора с друзьями, в к-рой высмеиваются те, кто поверил в реальность Утопии. Социологич. история У. начинается в XVII в. с появлением рядом с рассказами о путешествиях в идеальные об-ва трактатов, обосновывающих возможность и необходимость таких об-в. Связывание философии истории с ключевой идеей прогресса превратило У. в лабораторию соц., эко-номич. и правовых идей. С конца XVIII в. фокусом утопич. фантазий становится не место, а время, в основном будущее. Большинство современных исследователей считают утопизм универсальным свойством сознания, однако существует т. зр., что утопизм — это болезненная реакция на слишком глубокий разрыв между потребностями и средствами их удовлетворения. Первая интерпретация У. в категориях социологии знания принадлежит Ман-нгейму, определившему У. как процесс мышления, продуцируемый символами и идеями, и отделившему ее от идеологии по критерию отношения к реальности — критическому в У., апологетическому в идеологии. Социологич. подход к У. предполагает дифференциацию идеалов. Народные мечты о "молочных реках — кисельных берегах"; буколики и аркадии; "тысячелетние царства" праведных; теократии идеальных правителей — идеалы, в то время как У. — об-во с идеальной организацией, контролирующей несовершенных людей. От политич. программы У. отделяет вера в вечность раз отлаженного механизма, а от футурологии — отсутствие конкретных временных расчетов. В современной социологии принята схема типологич. анализа У., разработанная Л. Мамфордом: 1) по соц.-классовому признаку (напр.. феодальная, крестьянская); 2) по содержанию (напр., архитектурная, феминистская); 3) по форме (напр., роман, трактат); 4) по способу реализации (напр., бегство от мира или его переделка). Существуют, кроме того, и др. схемы, напр, представление о трех видах У.: нар. (Леденцовая Гора), литературно-теоретич. (город Солнца), официальной ("амер. мечта"). Общим для всех видов и типов У. является не стремление к равенству — в клас-сич. У. неравенство допускается (Мор, К. А. Сен-Симон, У. Моррис) и даже защищается (Платон, Ш. Фурье, Г. Уэллс), — а принцип физич. и духовной удовлетворенности индивида, к-рый предполагает обществ. изобилие, достигаемое за счет всеобщего труда, успехов техники, опрощения жизни, перераспределения собственности (в радикальном варианте — через передачу ее гос-ву, коммуне, кооперативу; в реформистском — через ограничение и контроль) . Новейший вариант современной У. — полиутопия (термин Р. Нозика) — проект системы об-в и общин с различн. устройствами: от ком-мунистич. до капиталистич. Наряду с плюрализмом в современной У. сильны космологич. и эку-менич. тенденции (последние — с акцентом на неевропейский духовный опыт). Угроза ядерной и экологич. катастрофы способствовала распространению представлений о том, что человечество может выжить, лишь реализовав на практике идеалы соц. гармонии. В этом контексте резко изменилась и временная перспектива реализации идеала — неопределенное будущее заменяется конкретной датой — нач. третьего тысячелетия (проекты Брауна, М. Мид, Б. Скин-нера, Э. Фромма и др.). Лит.: Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1972; Чаликова В.А. Будущее сквозь призму утопии//Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1985. С. 74-121; Mannheim К. Ideology and Utopia. L., N.Y., 1936; Manuel F.U., Manuel F.P. Utopian thought in the western world. Camb. (Mass.), 1979. B.A. Чаликова.
Философский словарь
Утопия
— повествование о наилучшем состоянии общественной жизни, произвольная конструкция идеального социального порядка. Получила свое окончательное название (utopos — с греч. букв.: "Нигдейя" — место, которого нет) лишь в начале XVI в. (1516 г.) от одноименной книги Т. Мора. У. является результатом осознания (легенды о золотом веке), а затем и рефлексии кризисных состояний общества. У. представляет собой особый тип разрешения противоречия между признанием неистинности наличного социального порядка и осознанием невозможности простого возвращения к старому. Несмотря на многообразие У., можно выделить их следующие общие признаки: познание неистинности существующей социальной реальности, критика ведущих тенденций современного (авторам У.) общества, универсализм (предполагаемая повсеместность указанного в У. рецепта), возможность адекватного (буквального) воплощения интеллектуального проекта в действительность, а также окончательное решение всех социальных проблем через воплощение утопической модели. Целиком занятая разработкой тематики социума и социальности, У. по методу отличается от науки — из-за отказа признать наличную социальную реальность объектом анализа; от традиции и мифа — в силу своей интеллектуальной природы; от идеологии — поскольку не ориентирована на выражение интересов какой-либо социальной группы. Определенное родство У. с литературой обеспечивается самим методом построения утопического текста. Текст этот есть не что иное, как развертывание исходной метафоры социальности. Оболочка последней может принимать самые разнообразные формы: сельская община, город, республика ученых и т. п. В античную эпоху У. еще не выделилась как самостоятельный жанр. В период своего становления У. была не более чем иллюстрацией к выводам из философских (Платон), этических (Ямбул) и религиозных систем. Роль ее сводилась лишь к констатации необходимости тождества должного и наилучшего в устройстве общества. После длительного перерыва (за весь период средневековья в Европе не было создано ни одной сколько-нибудь значительной У.) она возрождается вновь. Но создание утопических текстов становится уже самоцелью. Секуляризация эпохи Возрождения привела к наполнению постулированной христианством дихотомии мира (сакрального и профанного) новым содержанием. Сферу божественного заменяет сфера социального, земного, сфера несоциального. Это и ряд других обстоятельств, как-то: невозможность фиксации устойчивых социальных структур, незавершенность формирования научной парадигмы нового времени, а также представления о человеке как о субъекте — привели к тому, что У. с XVI по XIX в. фактически стала попыткой осуществить парадоксальный проект общества: общество есть то, что оно не есть. У. особым образом моделирует и представляет социальность. Она изображает и высокоэффективные организации индивидов, распределенных в рамках искусственного (городского) пространства (Т. Мор, Д. Веррас), и людей, мотивом существования которых является чувство, живущих в гармонии с природой в сельской общине (Ж.-Ж. Руссо, Э. Карпентьер). Одновременно с этим все возрастающая экспансия классического разума на сферу повседневности приводит к распаду единого утопического жанра на ряд региональных У. К таковым относятся: У. градостроительства, У. права, педагогическая У. (У. социализации индивида), прогрессистская У. (У. социализации человеческого рода) и др. Партикуляризация У, переход ряда ее традиционных тем в ведение различных социальных дисциплин все более вытесняют У. в область литературы
Большой Энциклопедический Словарь
Утопия
(от греч. u — нет и topos — место — т. е. место, которого нет; подругой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословеннаястрана), изображение идеального общественного строя, лишенное научногообоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений,содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходитот названия книги Т. Мора (16 в.).
Исторический словарь
Утопия
— место, которого нет, благословенная страна, несбыточная мечта.
Психологический словарь
Утопия
Идеальное общество. Заимствованный из произведения Томаса Мора 1516 г. с таким же названием, этот термин относится к любой фантастической системе социального, политического и личного совершенства. Различные люди со времен Мора приложили руку к описанию утопий, американский бихевиорист Б.Ф. Скиннер был среди них. См. Вальден два.
Психологическая энциклопедия
Утопия
Идеальноеобщество. Заимствованный из произведения Томаса Мора 1516 г. с таким же названием, этот термин относится к любой фантастической системе социального, политического и личного совершенства. Различные люди со времен Мора приложили руку к описанию утопий, американский бихевиорист Б.Ф. Скиннер был среди них. См. Вальден два.
Толковый словарь Даля
Утопия
греч. небывалая, блаженная страна; все мечтательное, несбыточное, грезы о счастии.
Толковый словарь Ожегова
Утопия
Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего]
Каким бывает «утопия»?
Утопия бывает:
- реакционная
- коммунистическая
- вредная
- социалистическая
- либеральная
- социальная
- крестьянская
- литературная
- революционная
- знаменитая
Фонетический разбор слова «утопия»
Звуко-буквенный разбор слова утопия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.
Синонимы к слову «утопия»
Какими словами можно заменить слово утопия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
Все синонимы к слову УТОПИЯАссоциации к слову «утопия» (слова на тему)
С чем ассоциируется слово утопия? В русском языке со словом утопия чаще всего ассоциируются следующие слова:
Все ассоциации к слову УТОПИЯСочетаемость слова «утопия»
Как правильно употребляется слово утопия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.
- великая утопия
- коммунистическая утопия
- новая утопия
- очередная утопия
- политическая утопия
- современная утопия
- социалистические утопии
- социальные утопии
Cлово «утопия» является ответом на вопросы
- Противоположностью какого жанра художественного жанра является практопия? 6 букв
- Нечто фантастическое, несбыточная мечта
- Жанр художественно литературы
- Несбыточная мечта
- Изображение идеального общественного строя
- Лит. жанр
- Остров Томаса Мора
- Учения и сочинения с нереальными планами социальных преобразований
- Описание идеального общества в литературе
- Нереальная мечта