Что значит «государство»?

Cлово «государство» означает:

— исторически сложившаяся, сознательно организованная общественная сила, отделенная от самого общества и управляющая им с помощью принуждения, насилия. Главная причина возникновения государства — осознанная обществом необходимость общего управления, объективно обусловленное стремление поддержать силой (насилием) соблюдение тех или других жизненно важных условий существования и совершенствования общественной жизни. Главный признак государства — наличие особых организованных групп людей, располагающих средствами принуждения и применяющих их от лица общества и в его интересах по отношению к другим членам общества, его гражданам.Вопреки утверждениям марксистов, связывающих возникновение государства с появлением классов и считающих само государство продуктом далеко зашедших классовых антагонизмов, подобной неразрывной связи нет: исторически государство зарождается и формируется задолго до возникновения классов, причем как следствие не классовых, а общественных потребностей, как результат спроса всего общества на сознательное и силовое решение насущных проблем, как ответ на необходимость сознательно, в том числе и с помощью средств принуждения, осуществлять определенные общественные функции, без реализации которых оказывался невозможным общественный прогресс. Теоретики классового происхождения государства выводят возникновение государства из классовой структуры общества и eго антагонизмов. Но это противоречит существу так называемого азиатского способа производства, многочисленным фактам истории (например, возникновению государств Африки), ибо в действительности потребности сознательного управления общественными делами с использованием принуждения имеют гораздо более широкие основания, а применение принуждения было необходимо не в связи с противоречиями более позднего вида материального производства — производства средств жизни и средств труда и с возникновением частной собственности и эксплуатации, а гораздо раньше, в связи с проблемами более древнего вида материального производства — воспроизводства самого человека. На разных исторических этапах в качестве условий, ради насильственного соблюдения которых и существует государство, выступают разные обстоятельства: одними из первых были принудительное запрещение инцеста (кровосмешения) и межплеменной обмен женщинами во имя воспроизводства рода, доклассовыми были и обстоятельства, связанные с созданием и поддержанием ирригационных сооружений как условий земледелия и сохранения среды обитания, позже выступает защита частной собственности и недопущение того, чтобы возникшие классы уничтожили общество в бесплодной борьбе, а затем уже и вся совокупность причин по поддержанию цивилизованного порядка, права и т.д. Как известно, Ф.Энгельс, написавший работу "Происхождение семьи, частной cобственности и государства" (1884), опирался в ней на достижения соответствующих наук XIX в. и, в первую очередь, на работу Льюиса Моргана "Древнее общество" (1877). С тех пор этнография и история древнего мира достигли новых рубежей. Усилиями таких исследователей, как Марсель Мосс (1872-1950), Клод Леви-Стросс (род. 1908) и других, было показано, что запрещение инцеста явилось важнейшим рубежом в cтруктурализации общества и возникновении государства. Теперь, вопреки марксистской схеме, очевидно следующее. Во-первых, запрет инцеста был осознанным выбором длительного исторического развития, показавшего, что кровосмешение ведет к вырождению рода, ставит племя на грань гибели, что отказ от права на женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность. Во-вторых, чтобы осознание вреда кровосмешения превратилось в его практическое исключение, нужны были,- и в этом тоже не приходится сомневаться, — весьма суровые меры общественного воздействия, а, скорее, крайне жестокого, если не свирепого, пресечения неизбежно случавшихся в начале отступлений от этого запрета-табу, еще недавно не существовавшего. В-третьих, когда речь идет о становлении государства, отличительный признак которого — наличие особых групп людей, применяющих насилие по отношению к другим членам общества, можно не сомневаться в том, что именно те родовые органы, которые выполняли крайне важную общую функцию — поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения его нарушений внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами — были задолго до появления классов и независимо от наличия или отсутствия частной собственности древнейшими элементами нарождавшейся новой государственной структуры, знаменовали собой рождение государства. , возникшее в древности, "в старине глубокой", прошло свой, ни с чем не сравнимый исторический путь. Круто менялись, а порой лишь видоизменялись причины, лежавшие в его фундаменте. Отмирали одни государственные функции, возникали другие. То, что на одних этапах поддерживалось насилием, на других превращалось в моральную норму и привычку. В орбиту государства попадали новые сферы, а внутри него одни силы приходили на смену другим. Ничего удивительного, что в антагонистическом обществе государство, продолжая выполнять общезначимые функции по поддержанию порядка, как правило, является организацией экономически самого могущественного класса, получающего в лице государства новое — политическое — орудие своего господства. Но особенно важно то, что именно с возникновением государства возникнет сама политика, политические отношения. За многие столетия и тысячелетия существования, качественных преобразований и совершенствования государства сменились не только тысячи поколений, пришли и ушли годы, целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классамипротагонистами и со своими весьма не одинаковыми жизненными проблемами. Цари и короли, диктаторы и демократы, цезари и консулы, мудрецы и проходимцы, каждый по-своему, в зависимости от существовавшей политической системы и утверждавшегося политического режима, но всегда настойчиво и неизменно стремились захватить, удержать и укрепить государственную власть как важнейший, решающий рычаг своего господства. Однако, государство в своей истории не только было добычей борющихся протагонистов, стремившихся к тому, чтобы, захватив государственную власть, приспособить государственную политику к своим нуждам. Не раз случалось и так, что само государство, созданное обществом ради осуществления своих общественных интересов — в лице государственных служащих и прислужников — становилось над обществом, подчиняло и закабаляло его. Есть ли предел у этого противоборства, вечно ли будут противостоять друг другу общество и государство? Если обществу хватит умения самому управлять своими делами, не прибегая к помощи особых групп людей, то может наступить период безгосударственного самоуправленческого развития общества.Что есть "государство"? Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там, с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам и союзам, которые исторически предшествовали современному государству. Напротив, дать социологическое определение современного государства можно, в конечном счете, только исходя из специфики применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства — физического насилия. "Всякое государство основано на насилии",- говорил в свое время Троцкий в Брест-Литовске. И это действительно так. Только если бы существовали социальные образования, которым было бы неизвестно насилие как средство, тогда отпало бы понятие "государство", тогда наступило бы то, что в особом смысле слова можно было бы назвать "анархией". Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства — об этом нет и речи — но оно, пожалуй, специфическое для него средство. Именно в наше время отношение государства к насилию особенно интимно (innerlich). В прошлом различным союзам — начиная от рода — физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противоположность этому сегодня мы должны сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области — "область" включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником "права" на насилие считается государство. , равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Kaкие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой? В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Вопервых, это авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — "традиционное" господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный "государственный служащий" и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении. Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страх перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и, вместе с тем, самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если попытаться выяснить, на чем основана "легитимность" такой покорности, тогда, конечно, столкнешься с указанными тремя ее "чистыми" типами. А эти представления о легитимности и их внутреннее обоснование имеют большое значение для структуры господства. Правда, чистые типы редко встречаются в действительности. Но сегодня мы не можем позволить себе детальный анализ крайне запутанных изменений, переходов и комбинаций этих чистых типов: это относится к проблемам "общего уче-ния о государстве". Любое государство, как предприятие (Herrschaftsbetrieb), требующее пocтoянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, притязающим быть носителями легитимного насилия, а, с другой стороны,- посредством этого подчинения — в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные (sachtiche) средства управления. Штаб управления, представляющий во внешнем проявлении предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности, о котором только что шла речь. Его подчинение вызвано двумя средствами: материальным вознаграждением и социальным почетом (Ehre). Лены вассалов, доходные должности наследственных чиновников, жалованье современных государственных служащих, рыцарская честь (Ritterehre), сословные привилегии, престиж чиновников (Веатtеnehre) образуют вознаграждение, а страх потерять их — последнюю решающую основу солидарности штаба управления с властелином. Это относится и к господству харизматического вождя: военные почести (Krigsehre) и добыча военной дружины, "spoils", эксплуатация тех, кто находится под господством, благодаря монополии на должности, политически обусловленная прибыль и удовлетворенное тщеславие для свиты демагога. Теперь все государственные устройства можно разделить в соответствии с тем принципом, который лежит в их основе: либо этот штаб — чиновников или кого бы то ни было, на чье послушание должен иметь возможность рассчитывать обладатель власти,- является самостоятельным собственником средств управления, будь то деньги, строения, военная техника, автопарки, лошади или что бы там ни было; либо штаб управления "отделен" от средств управления в таком же смысле, в каком служащие и пролетариат внутри современного капиталистического предприятия "отделены" от вещественных средств производства. То есть либо обладатель власти управляет самостоятельно и за свой счет организует управление через личных слуг или штатных чиновников, или любимцев и доверенных, которые не суть собственники (полномочные владетели) вещественных средств предприятия, но направляются сюда господином, либо же имеет место прямо противоположное. Это различие проходит через все управленческие организации прошлого. Но от оценок этого вопроса мы сегодня воздержимся. Для нашего рассмотрения я фиксирую момент чисто понятийный: современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации лeгитимного физического насилия как средства господства, и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал, и сам занял вместо них самые высшие позиции.

Источник: Политический словарь

Значение слова «государство» в словарях

— система организации административной власти в стране. Основная функция государства — управление экономической жизнью общества, проживающего на территории страны. Цели деятельности государственной системы всегда классовые, главная из них — охрана господствующих отношений собственности, существующего экономического порядка в интересах господствующего класса и подавление сопротивления других классов. " — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим" (Л., 29, 441). Основные признаки государства — наличие системы органов и учреждений, образующих государственный механизм, наличие права, т.е. обязательных правил, закрепляющих определенный порядок общественных отношений, структуру и деятельность государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, государство активно способствует формированию нации. Государственная власть — верховная, т.к. она распространяется на все население и общественные организации и в ее распоряжении имеются средства воздействия, которыми больше никто не располагает,- государственный аппарат, органы подавления (армия, карательные органы, разведка, тюрьмы), а также средства идеологической обработки населения.

Источник: Политический словарь

Политический словарь

Государство

— важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: 1. "Силовая" (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из "естественного состояния". 3. Марксистско-руссоистская ("экономическая"). К возникновению государства приво дят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими. 4. "Патриархальная" (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате есттественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье. 5. Органическая (Э.Бэрк). представляется "организмом" (в противопо ложность либеральному "механицизму"), основанном на традиционных общественных установлениях. 6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). является от ражением "небесных порядков", причем государственный суверен — "помазанник божий". Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм). Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения "общих дел" всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения "небесного порядка вещей". Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества. Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Соответствующие словесные выражения в европейских языках и возникают (по К.Скиннеру) примерно с ХYII в.: status, staat, state, estado, etat и др., а фрагментарно и не слишком четко (в том числе и в качестве синонима "гражданского общества") употреблялись на век-полтора раньше. всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Собственно говоря, государство выделяется из общественного целого на той ступени своего развития, когда его элементы получают автономное развитие(право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной функции от человека (собственности — от производителя) имеют наивысшее значение. Здесь общественная природа человека, пока чуждая ему, отчуждена и представлена в образованиях государства, права, идеологии и пр. Рождается объективная иллюзия не отражения, а господства политического государства над обществом. Самостоятельное значение получает не само государство, а государственный аппарат, бюрократия, обладающая в нем абсолютной политической и экономической властью. Вектор общественного прогресса отныне находится в противоречивом развитии государственной и гражданской сфер, расходящихся влоть до открытого конфликта (в периоды революций). В идеологии подобное положение находит свое выражение построениях этатизма (от Т.Гоббса), а практика разрешения — в практике правового и тоталитарного государства. Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр. Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др. В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей. Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

Социологический словарь

Государство

— англ. state; нем. Staat. 1. По К. Марксу и В. И. Ленину — машина  для поддержания господства одного класса  над другим, возникшая в результате обществ, разделения труда,  появления частной собственности и антагонистических классов. 2. Форма  полит, организации общества, признаками к-рой являются: наличие особого аппарата,  осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право,  закрепляющее определенную систему норм; населенная территория,  на к-рую распространяются юридические нормы  Г. В зависимости от характера  базиса данного общества различаются истор. типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия,  республика;  с точки зрения госуд. устройства: конфедерация,  федерация,  унитарное Г.; по характеру функционирования полит, институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.

Философский словарь

Государство

— один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70-60-е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет "Г." впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании; проект идеального государства как осуществление идеала справедливости; учение об идеях и ряд вытекающих отсюда конкретных выводов; концепцию беспредпосылочного знания, развитую затем в неоплатонизме. В "Г." содержится знаменитый "миф пещеры" и характеристика всех современных ему форм правления, платоновское учение о душе и круговороте душ и, наконец, учение об идее блага. По своему объему (немного менее 400 страниц), разнообразию и глубине рассматриваемых проблем "Г." вполне может быть названо главным произведением Платона, отражающим всю его философскую систему. Хотя чаще всего данный диалог ассоциируется именно с проектом идеального государства и для этого есть определенного рода основания. Это и само название работы, которое кажется узким по отношению к содержанию диалога. Однако во времена Платона считалось, что любой индивид неотделим от государства, государственного целого и связь с этим целым определяет в конечном счете решение всех основных философских вопросов. Не случайно, что структура общественных классов в идеальном государстве находится в строгом соответствии с платоновским пониманием строения человеческой души, как, впрочем, и со строением космоса в целом. Важно то, что так или иначе затрагиваемые в "Г." философские проблемы (идет ли речь об этике, политике, природе человека или о причинах бытия всех вещей или об идеях, воспитании, искусстве) анализируются в контексте выстраивания Платоном социальной утопии — его рассуждений об идеальном государстве, которые становятся своего рода скрепляющим стержнем, придающим единство всем десяти книгам диалога. Нельзя не отметить, что некоторые фрагменты "Г." оказываются связаны между собой чисто внешним образом; отдельные аспекты платоновского учения об идеальном государстве излагаются то в духе ранних его воззрений (диалоги "Федр" и "Пир"), то в контексте более поздних его работ ("Федон", "Филеб" и т.п.). По словам Виндельбанда, "Г." являет собой "наитруднейшую загадку" и "в том виде, как оно до нас дошло, оно лишено художественного и логического единства". Виндельбанд полагал, что в "Г." наличествуют три основных слоя: 1) достаточно рано написанный Платоном диалог об идеале справедливости; 2) проект идеального государства как осуществление этого идеала, подготовленный Платоном во время его учительской деятельности вслед за написанием им диалогов "Федр" и "Пир"; 3) учение об идее блага, относящееся ко времени диалогов "Федон" и "Филеб", и критика современных государственных институтов. По мысли Виндельбанда, впоследствии стареющий Платон пытался объединить эти три части, подвергнув более ранние из них существенной переработке, но достичь органического единства "Г." ему так и не удалось. Первую книгу "Г." вполне можно назвать диалогом о справедливости. Она отстроена в духе раннего периода творчества Платона, когда он находился под определенным влиянием софистов. Здесь Сократ подробно пересказывает содержание своей беседы в Пирее, близ Афин, в день празднества Артемиды-Бендиды, почитаемой афинянами. Беседа заняла лишь несколько часов между дневным торжественным шествием в честь богини и бегом с факелами. Среди участвующих лиц были Сократ, родные братья Платона, сыновья Аристона Адимант и Главкон, известный оратор Кефал, его сын Полемарх, софист Фрасимах и еще ряд присутствовавших, но не принимавших участия в диалоге греков. Спор ведется главным образом между Сократом и Фрасимахом, который постоянно оппонирует Сократу, тем самым невольно помогая последнему достичь истины. После традиционной для Сократа постановки вопроса о справедливости, сопоставления ее с несправедливостью он органично переходит к понятию "государство", в котором и должен быть осуществлен этот идеал справедливости. Так, начиная со второй книги, перед читателем постепенно выстраивается так называемое идеальное государство Платона. автор "Г." начинает с вопроса о разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам, о роли сословия стражей-воинов в идеальном государстве, о воспитании представителей этого сословия — мусическом (словесном) и гимнастическом, о роли мифов и поэзии в этом процессе. Таким образом, вторая книга плавно перетекает в третью, в которой Платон высказывает свои взгляды об искусстве и художественном воспитании. Определенное место в этом фрагменте "Г." принадлежит выяснению вопроса об отборе правителей и стражей, которые должны быть подвергнуты серьезным испытаниям, причем во всех возрастах — детском, юношеском и зрелом, чтобы показать себя людьми цельными, умеренными, гармоничными, способными принести как можно больше пользы и себе, и — главное — государству. Заканчивается третья книга описанием быта стражей, где Платон высказывает мысль, столь часто впоследствии становившуюся предметом различного рода споров, интерпретаций и просто грубых инсинуаций, о том, что никто из стражей "не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости". Именно отрицание частной (личной) собственности для класса стражей-воинов, соответствующая организация их общежития, питания, снабжения, критика Платоном страсти к накоплению денег, золота и ценностей, резко негативное его отношение к торговым спекуляциям, а также платоновская мысль о нерушимости единства государства и полном единомыслии всех его граждан послужили основанием для многочисленных обвинений мыслителя в приверженности идеям "социализма", "коммунизма", а затем и "тоталитаризма" (см., например, книгу Поппера "Открытое общество и его враги"). В последнем случае Платону припоминали жесткую иерархичность государства, остроту дихотомии личного и общественного и его безусловное решение в пользу "счастья государства в целом", а вовсе не отдельной личности; жесткую регламентацию всех сторон жизни, как то: предписание всем и каждому, как следует поступать, какую одежду носить и какую пищу есть, исключив, например, из рациона острые соусы и кондитерские изделия; жесткую цензуру в области воспитания — в литературе разрешалось рассказывать детям только санкционированные сказки, забыв Гомера и Гесиода, плохо изображавших богов; в музыке же запрет налагался на "расслабляющие дух" ионийские гармонии. (Полемика эта весьма сложна: видимо, вряд ли оправданно в духе индивидуализма Нового времени избыточно модернизировать взгляды античных мыслителей, выводивших идею государства из тогдашних представлений о строении и об устройстве космоса и человеческой души.) Четвертая книга "Г." посвящена подробному изложению модели идеального государства, когда Сократ в полемике с Адимантом, упрекавшим его в том, что не очень-то счастливыми выглядят граждане его государства, выстраивает собственную защиту и высказывает свою точку зрения. По мысли фигуранта диалога Сократа, что именно таким образом граждане идеального государства и могут быть счастливы, так как речь, строго говоря, идет о "счастье всего государства в целом", а не того или иного слоя его граждан: "ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость". И далее: "Не заставляй нас соединять с должностью стражей такое счастье, что оно сделает их кем угодно, только не стражами. Мы сумели бы и земледельцев нарядить в пышные одежды… а гончары пускай с удобством разлягутся у очага, пьют себе вволю и пируют… И всех остальных мы подобным же образом можем сделать счастливыми, чтобы так про- цветало все государство". Однако подобным образом, по Платону, разрушается до основания все государство. Главное, по его мысли, не благополучие отдельных слоев населения, а "забота о государстве в целом и его процветании". Платон далее подробно описывает размеры идеального государства, его законы и добродетели, характеризует три начала человеческой души, связывая их с делением общества на три сословия и называя это справедливостью в государстве. Даже пять известных тогда типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего числа типов душевного склада личности. В пятой книге Платон делает из своего учения об идеях выводы относительно общности жен и детей и подробно описывает роль женщин в идеальном государстве, считая, что они (как и мужчины) способны к исполнению функций воинов-стражей, лишь бы у них были налицо необходимые задатки и соответствующее воспитание. И хотя Платон полагал, что женщины во всем немощнее мужчин, это, по его мысли, не могло быть основанием, чтобы "поручать все мужчинам, а женщинам — ничего". Равняясь на нравы тогдашней Спарты, Платон выстраивает свои рассуждения о семье и браке, считая, что в идеальном государстве речь может идти лишь о кратковременном соединении двух полов, втайне направляемых правителями государства, когда лучшие будут сочетаться с лучшими, а худшие — с себе подобными. Рожая детей, женщины передают их государству; при этом худшие из детей — главным образом, больные и дефективные — обрекаются на гибель. Идея общности жен и детей у стражей государства станет для Платона своего рода воплощением высшей формы единения его граждан, завершая то, что было начато провозглашением идеи общности имуществ. Определенное место в этой части "Г" уделяется также войне и воинскому долгу граждан идеального государства, этнической характеристике государства в связи с вопросом о войне и, наконец, завершают пятую книгу рассуждения Платона о том, почему правителями в идеальном государстве должны быть только философы. Именно они, согласно Платону, это "люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе", — не мнения, а бытие и высшую истину. Их отличает страстное стремление к знанию, правдивость, неприятие лжи, любовь к истине и т.д. По Платону, "самые тщательные" стражи и правители в идеальном государстве — философы: люди, имеющие соответствующие природные задатки, получившие должное воспитание. И достойными быть такими могут оказаться лишь очень и очень немногие. Шестая книга "Г" развивает далее начатый Платоном разговор о роли философов в идеальном государстве, в котором развивается идея главных свойств философской души (прежде всего это охват мыслью целокупного времени и бытия), присущих философу добродетелей, совпадающих с добродетелями идеального государства. Здесь же Платон затрагивает и извечную тему антагонизма философа и толпы. Вновь и вновь возвращаясь к вопросу о природе философа, Платон незаметно переводит разговор в плоскость поиска того самого нужного и самого важного знания, которое необходимо правителям, и это самое важное оказывается даже важнее справедливости и всего того, о чем шла речь до сего фрагмента. Самым важным при решении вопроса о правителях и стражах становится знание блага, или идея ("эйдос") блага, ибо именно ею и "обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального". Благо — это не то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это — "причина знания и познаваемости истины". Платон уподоблял благо Солнцу, считая, что все познаваемые вещи могут познаваться "лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и существование, хотя само благо не есть существование — оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой". Именно здесь, в шестой книге "Г.", Платон в виде мифа излагает свое учение о двух мирах: умопостигаемого и чувственного, деля каждый из них, в свою очередь, на две области — зрительных образов (или "теней") и области, где существуют все живые существа, применительно к сфере видимого мира. В мире же умопостигаемого Платон выделяет область умопостигаемых предметов, которые ищет душа с помощью полученных в мире чувств образов, двигаясь при этом не к началу, а к следствиям умопостигаемого; и — область, которую душа исследует, восходя от предпосылки к беспредпосылочному началу. Эти четыре области постигаемого строго соответствуют у Платона четырем видам познавательной деятельности души — разуму, рассудку, вере и уподоблению. Завершающаяся разумом классификация познавательных способностей, как и концепция беспредпосылочного начала, использованная впоследствии в неоплатонизме, вплотную подводит к собственно платоновскому учению о бытии — его теории "идей", или "эйдосов". В его основе лежит различение двух миров — умопостигаемого и чувственного, а излагается оно в традиционной для Платона форме мифа — аллегории о "пещере", где земная жизнь уподобляется существованию скованных на дне пещеры узников, которые не могут повернуться к выходу и свету от горящего вдалеке огня. Обращенные к нему лишь спиной, они видят не находящуюся между этим огнем и ими самими дорогу, по которой идут люди и несут всяческую утварь, статуи и т.п. Им доступны лишь отбрасываемые огнем на стену пещеры тени от самих себя и от предметов, которые несут те люди. И эти тени они принимают за настоящее. Платон говорит здесь и о возможности восхождения для узников из мрака к свету самого разума и истины, но путь этот очень долог и предполагает возвышение по ступеням созерцания — идя от теней к отражениям людей и различных предметов на воде и только затем — к самим вещам, к Солнцу со всеми его свойствами как причине всего ранее увиденного в пещере. Философский смысл платоновского мифа о пещере традиционно трактуется так: жизнь в темнице подобна чувственному созерцанию; в свою очередь, восхождение к созерцанию вещей позволяет душе проникнуть в мир умопостигаемого, в котором на самой вершине идей располагается идея блага — причина всего истинного и прекрасного. На нее и следует взирать всем тем, "кто хочет сознательно жить и действовать". В восьмой и девятой книгах "Г." Платон приводит блестящую критику всех известных в его время форм правления, начиная с четырех видов "извращенного государственного устройства" (тимократия, олигархия, демократия и тирания). Каждая из них в сравнении с идеальным государством является своего рода ступенькой на пути к вырождению. Так, в государстве честолюбцев (по образу Спарты) — или тимократии, где присутствует еще ряд достоинств идеального государства, — начинается страсть к обогащению, постепенно перерастающая в господство немногих стяжателей (олигархов), где господствует дух наживы и беззакония, где люди заняты не своим делом и где каждый не является органической частью целого. Олигархия вырождается в демократию, в которой формальное правление свободных граждан фактически являет собой несправедливое уравнивание людей различного достоинства и, как следствие, торжество некомпетентности и пренебрежения к законам, власть толпы и охлократию, которая завершается наихудшей формой правления — тиранией, или властью одного над всеми. Платон выводит тиранию именно из демократии — как сильнейшее рабство из величественной свободы, как все то, что делается слишком или переступает меру, как расплату великой переменой в противоположную сторону. Завершающая десятая книга "Г." посвящена платоновскому учению о круговороте душ. Он возвращается к выяснению места поэзии и искусства в идеальном государстве, развивая свою знаменитую идею об искусстве как подражании подражанию идее (эйдосу), согласно которой поэт творит лишь признаки, а не истинное бытие. Рассуждая о пользе поэзии, Платон много говорит о необходимости строгого отбора правителями произведений лирической поэзии, критерием которого должно выступать их воздействие на чувства граждан в направлении развития таких добродетелей, как мужество, стойкость, самообладание, твердость духа, выносливость к страданиям и т.п. Завершает "Г." учение о вечности (бессмертии) души, ее самотождественности, от которого Платон вновь возвращается к идее справедливости и ее самодовлеющем значении. Итоговым здесь становится призыв Платона соблюдать справедливость вместе с разумностью, дабы не осквернить своей бессмертной души, держаться всегда вышнего пути и быть всегда "друзьями самим себе и богам". По Платону, "а раз мы заслужим себе награду, словно победители на состязаниях, отовсюду собирающие дары, то и здесь, и в том тысячелетнем странствии, которое мы разбирали, нам будет хорошо".

Большой Энциклопедический Словарь

Государство

политическая организация общества с определенной формойправления (монархия, республика). По форме государственного устройствагосударство может быть унитарным или федерацией.

Исторический словарь

Государство

основной инструмент политической власти в классовом обществе. Возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и классов. Для государства характерны: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория , на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Психологический словарь

Государство

Форма организованного общества с законным суверенитетом в пределах определенной географической области, с политической властью и национальным правительством.

Экономический словарь

Государство

— это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого определены его способностью облагать налогом подданных (по Д. Норту).

Бизнес словарь

Государство

А. Совокупность официальных органов власти, действующих на всей территории страны или на отдельных территориальных субъектах страны.
Б. Организация политической системы (способ организации общества), являющаяся его официальным представителем и выразителем интересов и имеющая полномочия в случае необходимости применять средства и меры принуждения.

Психологическая энциклопедия

Государство

Форма организованного общества с законным суверенитетом в пределах определенной географической области, с политической властью и национальным правительством.

Толковый словарь Ожегова

Государство

Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры, в классово-антагонистическом обществе используемая для подавления классовых противников, при социализме являющаяся формой политической власти вначале большинства трудящихся, а затем всего народа;страна с такой политической организацией

Юридический словарь

Государство

— 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3) как субъект международного права — основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

Каким бывает «государство»?

Государство бывает:

  • суверенное
  • независимое
  • централизованное
  • могущественное
  • венгерское
  • всемирное
  • германское
  • гитлеровское
  • демократическое
  • еврейское
Все определения к слову ГОСУДАРСТВО

Фонетический разбор слова «государство»

Звуко-буквенный разбор слова государство. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «государство»

Какими словами можно заменить слово государство? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГОСУДАРСТВО

Ассоциации к слову «государство» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово государство? В русском языке со словом государство чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ГОСУДАРСТВО

Сочетаемость слова «государство»

Как правильно употребляется слово государство? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютистское государство
  • абсолютное государство
  • австрийское государство
  • автономное государство
  • авторитарное государство
  • аграрное государство
  • агрессивные государства
  • азиатские государства
  • американское государство
  • английское государство
Полная таблица сочетаемости слова ГОСУДАРСТВО

Cлово «государство» является ответом на вопросы