Что значит «гений»?

Cлово «гений» означает:

(от лат. genius — дух, разум)  — англ. genius; нем. Genie. 1. Высшая степень творческой одаренности. 2. человек,  обладающий подобной одаренностью,  приводящей к необыкновенным творческим результатам.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «гений» в словарях

(лат. genius — от gens — род), в римской мифологии божество,дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворялмужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельноебожество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненныйпуть.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Гений

(по-латыни генс — род) — в мифах древних римлян первоначально божество — прародитель рода, затем Бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Особенно почитались гении главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Постепенно гений стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два гения — добрый и злой), руководившим его действиями, а после смерти человека бродившим близ земли или соединявшимся с другими богами. В таком качестве гений соответствовал греческому демону. В эпоху Римской империи особое значение приобрел культ гения императора и Рима.

Философский словарь

Гений

— филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о "гении" — "духе" (греч. , букв. "наделяющий"; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции — всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как "втором боге". В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: "Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе…" ("Солилоквия", I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. "гениальную" эпоху "Бури и натиска" 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а "интериоризированный" Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): "Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности" — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как "талант (природный дар), к-рый дает правило искусству", или, иначе, как "прирожденные задатки души", посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в "Философии искусства": "… вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное". В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и "оригинальность" творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с "наивной", т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. "изящному искусству", к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу. В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова "Г.", от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в "Эстетике" понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые "ограничения" на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом "героя" как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству , массе, "толпе". Такой культ Г.-"героя" становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствувет, однако, традиц. представлению об "одержимости" божеством, о близости "вдохновения" и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне — где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности — как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая "странность", неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском ("бытовом") уровне такая личность может выступить как "некомпенсированная", дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими — это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: "Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности" (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников. Лит.: Гончаренко Н.В. в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990. A.B. Михаилов

Толковый словарь Даля

Гений

м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой. | Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума. | Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального.

Толковый словарь Ожегова

Гений

Дух — покровитель человека, позже — вообще олицетворение добрых или злых сил

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Высшая степень творческой одаренности. отт. Проявление такой одаренности.

2.Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности. II м.

1.Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.

2. разг.Тот, кто в совершенстве владеет чем-либо. III м.

1.Дух, являющийся покровителем человека, рода, местности ( в древнеримской мифологии ) .

2.Дух, являющийся покровителем, вдохновителем творчества.

3. перен.Всеобщее олицетворение, воплощение, приносящее кому-либо благо или причиняющее зло.

Новый словарь иностранных слов

( лат. genius)
1) высшая степень творческой одаренности, таланта;
2) человек, обладающий высшей степенью одаренности;
3) в древнеримской мифологии — дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей жизни и руководящий его действиями и помыслами; позже — вообще добрый или злой дух.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Гений

1. м. устар.
1) Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности.
2) Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности.

2. м.
1) а) Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности. б) разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л.
2) а) Дух, покровитель человека, рода, местности. б) Дух — покровитель, вдохновитель творчества. в) Олицетворение, воплощение чего-л.
3) перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло.

Морфемный и фонетический разбор слова «гений»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова гений. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «гений»

Какими словами можно заменить слово гений? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГЕНИЙ

Ассоциации к слову «гений» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово гений? В русском языке со словом гений чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ГЕНИЙ

Сочетаемость слова «гений»

Как правильно употребляется слово гений? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • английский гений
  • безумный гений
  • бессмертный гений
  • будущий гений
  • великий гений
  • величайший гений
  • военный гений
Полная таблица сочетаемости слова ГЕНИЙ

Предложения со словом «гений»

Примеры употребления слова гений в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

С прекращением последнего предки остаются без пищи и питья и становятся злыми гениями той местности, которой они некогда были патронами.

Максим Максимович Ковалевский, Закон и обычай на Кавказе

Ну может, он не так уж умён, но все же не могут быть гениями, и правда он немножечко хвастун и зазнайка.

Кеннет Грэм, Ветер в ивах

– Юлечка, ты просто гений, и как мне это в голову не пришло! Но я не буду ждать, прямо сейчас пойду!

Екатерина Вильмонт, Детективный Новый год

Воину необходимы: 1) мужество (характер, воспитание); 2) знания (школа) и умения (жизнь, служба). Только наличие всех этих качеств и гармоничное сочетание их в одном человеке могут более или менее обеспечивать целесообразное применение на деле принципов военного искусства. Но лишь военный гений может сделать это в совершенстве и дать нам высокие образцы своего собственного мастерства, заслуживающего, конечно, внимательного изучения, но отнюдь не слепого подражания, ибо военное искусство, как и всякое другое дело, прежде всего индивидуально.

Евгений Иванович Аренс

Все предложения и цитаты со словом ГЕНИЙ

Cлово «гений» является ответом на вопросы