Что значит «бог»?

Cлово «бог» означает:

Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, определяющей судьбу этого мира и всех его обитателей. В политеизме каждый из богов имеет верх

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «бог» в словарях

— иллюзорный образ, наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях. Во всех развитых религиях Б. приписываются качества всесовершенной личности, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собств. волей. В иудаизме-Яхве, христианстве — троица (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой), в исламе — Аллах, в индуизме — Брахма, Вишну, Шива, в зороастризме -Ахурамазда и т. п. Представление о Б. как о личном и сверхприрод. является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В политеизме фигурируют сотни богов, один из к-рых обычно выступает как гл. Б. В монотеизме вера в единого и всемогущего Б. -гл. религ. догмат. С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возн. религ.-филос. учение о Б. — теология. Б. становится не только предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии. Представление о богах возн. в процессе эволюции религии и связано с переходом от ее первобытн. форм /фетишизм, тотемизм, анимизм, магия} к олицетворению сил природы. Разложение первобытнооб-шин. строя и возникновение межплемен. союзов, классов и гос-в обусловили утверждение генотеизма — приоритета богов тех племен, к-рые заняли доминирующее положение в новой общности людей. Мардук, Осирис, Яхве, Зевс, Юпитер, Перун стали верховными богами, тогда как боги др. племен стали покровителями отд. видов хоз. деятельности. Попытки объяснить причины возникновения идеи Б. известны с глубокой древности. В античном мире связывали возникновение представлений о Б. с неумением объяснить стихийн. явления природы, выводили эту идею из обожествления вождей, царей, крупных военачальников и политич. деятелей, представляли ее как хитроумную выдумку жрецов, использующих идею Б. для упрочения своего положения в об-ве. Мн. выдающиеся мыслители средних веков и Нового времени считали идею Б. следствием обмана и невежества людей, принимавших за реальность фантастич. связь причин и следствий. В 19—20 вв. в бурж. религиоведении получила распространение мифологии, школа, считавшая представления о Б. результатом олицетворения кос-мич. явлений, анимистич. школа (Э. Тайлор, Г. Спенсер), трактовавшая идею Б. как эволюцию представлений о душе, социоло-гич. школа (Э. Дюркгейм), утверждавшая, что Б. — это символ, в к-ром об-во обожествляет само себя. Плодотворными были попытки раскрыть психологич.основы возникновения идеи Б. (Л. Фейербах). Все теории происхождения идеи Б. противостояли богосл. постулату о врожденности и вечности божеств, идеи, но только атеизм марксистский раскрыл на основе всесторонних науч. данных соц. и гносеологич. причины возникновения идеи Б., условия эволюции и угасания этой идеи, ее несостоятельность и реакционность, соц. роль и клас. содержание. « есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу» (Ленин В. И. ПСС, т. 48, с. 232). Кризис всех совр. религий непосредственно связан с утратой веры в Б. широк, массами. Признавая реальность этого процесса, священнослужители и богословы предлагают различные способы обновления традиц. теистич. концепций, формулируют модернизированные представления о Б.

Источник: Философский словарь

Большой Энциклопедический Словарь

Бог

в религиозных верованиях сверхъестественное существо; вмифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховнуювласть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому упринадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в а -основа всякой религии.

Исторический словарь

Бог

-этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш творец (Быт 1.27; 2.7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Иов 11.7). Но нам дано видеть Его дела (Вт 4.35; Деян 17.28; Рим 1.20). И людям на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя , которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает а всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх 3.14) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, например, из рассмотрения следующих мест: «…как повелел ему (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним…» (Быт 7.16); или «…ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою…и узнает вся земля, что есть (Элоим) в Израиле» (1Ц 17.46); или «…Господь (Иегова) помог ему, и (Элоим) отвел их от него…» (2Пар 18.31); или, наконец, из сравнения 1Кор 5.13 и Евр 10.30; 1Пар 21.13 и Евр 10.31. Другими словами, есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный .В 3 в. до РХ в обиход вошло имя а Адонаи (что также значит Господь, Владыка-от слова «дан», судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов.Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени а: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: «…поднимаю руку мою к Господу у (Елион)…», Быт 14.22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: «…явился… с именем Шаддаи», Исх 6.3). Пс 90.1 в оригинале выглядит так: «Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): «… (Элоим) мой»…»Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами):- дух (Ин 4.24),- мститель (Наум 1.2),- огонь поядающий (Вт 4.24; Ис 33.14; Евр 12.29),- ревнитель (Исх 34.14; Вт 6.15; Наум 1.2),- Саваоф (см.),- свет (1Ин 1.5),- страх Исаака (Быт 31.42,53),- Судия (Иов 23.7),- Творец (Иов 4.17; Пс 94.6; Рим 1.25),- Утешитель (Ис 51.12).В Новом Завете является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1.18). (См. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).

Философский словарь

Бог

(от общеарийского "баха" — благо, одарение, наделение) — Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных "я" и свободное от всех недостатков. Б. — это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определенными именами; все эти божества суть высшие духи мужского или женского рода — теосы или феи (от греч. theos, лат. deus — бог). Греч. слово "теос" означает духовное начало, а лат. термин "деус" ("деос") образован от корня "деи" ("ди"), означающего свет, небо. Русское слово "день" — от этого же корня. В ведийской мифологии Бхага (собст. "наделитель") — божество, правящее солнцем. Древнепер- сид. "baga" (бог, господин) в поздних частях Авесты обозначает Ахурамазду и Митру. Название столицы Ирака — Багдад — переводится как "ом данный". На санскрите "Бхагаван" (господь, господин) — обычная форма обращения к почитаемому лицу (у, святому, царю и др.); в Пуранах Верховного Господа величают "Бхагаван", т. е. буквально: "Тот, Кто одаряет всем, приносит благо". У славян иранское слово "baga" могло появиться еще в I тыс. до н. э.; это слово первоначально связывалось с представлениями о благе, богатстве, а также о Подателе счастья, доли, полноты, изобилия. Отсюда производные слова: "богат" — тот, кто обладает всем вполне и счастлив, "убог" ("небог") — тот, кто лишен благоденствия, удачи, счастья, т. е. беден; "богатырь" — герой былинного эпоса, "наделенный" высшими, божественными, свойствами. В народной традиции Б. обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе, но иногда и ходящего по земле в образе странника, нищего или в сопровождении святых. Люди рождаются по воле Б. и отдают Ему свои души после смерти (" дал — взял", "у душу отдать", т. е. умереть). В Священных Писаниях многих религий личность Б. характеризуется прежде всего как Полнота Бытия, совершенство, истина (Естина). В Ветхом завете читаем: " сказал Моисею: Я семь Сущий. И сказал: так и скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исх., 3:14). В религии зороастрийцев Б. — Ахурамазда: "Мое первое имя есть Ахми — я есть" (Ясна, XIX, 3,4.). В Новом завете христиан Б. говорит о Себе: "Я есть Альфа и Омега, начало и конец" (Откр. Иоан., 1:8). В Коране та же мысль: "Во власти а и Восток и Запад; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо а, ибо вездесущий и всеведущий" (Коран, 2.109). Вместе с тем Писания представляют Б. не только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но и как Творца мира и человека — в Его действовании и управлении. Поэтому в теологической литературе нередки такие ролевые дефиниции: " — Творец мира, Спаситель и Судья", " — верховное существо, управляющее миром, или одно из множества таких существ". В 37 главе книги Иова в Библии дано подробное описание Б. как Создателя и Хранителя Вселенной. Однако не все богословы принимают определение Б. как Творца за указание на самую глубокую сущность Его и ищут "немирскую" (непроявленную, нефункциональную) природу Б. вне Его связи с нашим миром — как бесконечное Сознание, Ум; буддисты и джайнисты отрицают бытие а-Творца. В теологии и философии христиан принято говорить о двух природах — о природе творящей (natura naturans, "первой природе"), т. е. о е-Творце, и о природе сотворенной (natura naturata, "второй природе"), т. е. о физическом мире, в котором мы живем. Понятие Абсолютной Полноты Бытия не может означать никакого определенного наличного бытия, его можно охарактеризовать лишь апофатически (отрицательно) — как беспредельность, бескачественность, бесформенность и т. п. и, следовательно, как абсолютную непознаваемость. Единственный положительный атрибут Б. в апофатическом богословии — само Его свойство чистого бытия; определять это бытие запрещено. Катафатическое (утвердительное) богословие дополняет апофатическое, частично описывая Б. позитивными определениями и умозаключениями. В нем понятие Б. как Полноты Бытия преставлено дилеммой: а) Б. абсолютно прост, не имеет частей, на которые мог бы распасться, и поэтому Он вечен, вневременен, бессмертен; б) Б. — самое сложное, онтологически высшее существо. Его вечность обеспечена присущей Ему неисчерпаемой энергией. В первом случае непостижимость Б. выводится из постулата о Его бесконечной простоте, несоставленности, а во втором случае — из суждения о Его несравнимой с человеком сложности. ЕслиБ. прост, то приближение к Нему человека есть нисхождение его души к Б., опрощение; если же Б. — самое сложное существо, то единение с Ним — восхождение к вершине, совершенствование. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Б. (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.); мусульмане, например, насчитывают около тысячи атрибутов Б. Иудаизм представляет Б. недоступным, отдаленным от людей, ревнующим и требующим жертвы. Напротив, в христианстве Б. предстает Отцом для всех тех, кто в Него уверовал. Евреи начинают говорить о Б. в связи с конкретным историческим событием: приблизительно за 1900 лет до н. э. в стране халдеев Б. открывает Себя Аврааму, беседует с ним, призывает Авраама оставить свою страну и переселиться в Ханаан. Для потомков семьи Авраама Б. не есть абстрактное понятие или безличная сила, но есть " наших отцов", " Авраама, Исаака и Иакова", есть одна конкретная личность, с которой праотцы могли непосредственно общаться. Христианская церковь верит, что Б. открывает Себя в истории не как простая Единичность, но как Троица, а именно как соборное единство Отца, Сына и Св. Духа. Согласно Библии, Б. открылся Аврааму возле дубравы Мамре в виде трех явившихся к нему мужей (Быт, 18:1 — 3). В Новом завете Иисус Христос отличает Себя и от Отца, и от третьего лица — Святого Духа. Высказывания о Троице в тексте Писания имеют опытно-описательный характер, но вовсе не статус умозаключений. Многие философы-эллины, принявшие христианство, не могли примириться с идеей Троицы, полагая ее нелепой. Как можно мыслить одновременно бытие трех не ущемляющих друг друга Абсолютов, как совместить мысль об Абсолюте с мыслью о множественности Абсолютов? Стремясь найти способ устранить сопряженные с образом Троицы противоречия, римлянин Савеллий (нач. III в.) предложил считать, что Три Божественные Лица — это всего лишь три различные "роли" Единого Б.: в эпоху Ветхого завета Б. открывает Себя и действует как Отец, в Новом завете — как Сын, а в жизни церкви — как Св. Дух. В нач. IV в. александрийский священник Арий пришел к выводу, что в Божественных Лицах надо видеть не только различные Ипостаси, но и различные сущности: Сын представляет Собой "тварную" сущность, созданную ом-Отцом. Савеллианство, арианство и многие им подобные "философские" истолкования Троицы были отвергнуты церковью. Личное имя Б. — особая теологическая проблема в христианстве. Согласно Писанию, Б. наделил человека желанием давать всему имена. И у Б. должно быть личное имя — Иисус имел это имя в виду, когда учил своих последователей молиться: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое" (Матф., 6:9). Имя Б. встречается восемь раз в оригинальных Десяти заповедях (Исход, 20:1 — 17) и по-еврейски пишется так: ? "? п-1. Эти четыре буквы, называемые тетраграмматоном, в еврейском языке читаются справа налево и могут быть переданы на многих современных языках буквами ЙГВГ (или ЙХВХ). Никто не знает точно, как вначале произносили имя Б. Дело в том, что когда писали Библию подревнееврейски, то писали только согласные — без гласных. Пока древнееврейский язык был разговорным, никаких трудностей не было: израильтяне знали, как произносить Имя, и когда встречали его в письменной форме, то, не задумываясь, дополняли гласные. Это положение изменили два обстоятельства. Во-первых, боязнь произносить имя Б. вслух неправильно (при чтении Библии иудеи проговаривали не имя Б., а слово "Адонай", т. е. "Суверенный Господь") делала Его имя все более секретным. Во-вторых, со временем древнееврейский язык вышел из повседневного употребления, и т. о. первоначальное произношение имени Б. в конце концов забылось. Современные ученые пытаются установить первоначальное произношение имени Б., предлагая такие формы: "Иегоуаг", "Яхве", "Ягве", "Иегова". Но так ли уж важно отыскать истинную древнюю форму произношения Его имени? Ведь и имя Иисуса Христа у разных народов звучит по-разному: Иешуа, Иегошуа, И-е-сус, Хе-сус, Дже-сус, Е-зус; имя Иисуса не перестают употреблять из-за того, что точно неизвестно его подлинное произношение. Как бы то ни было, большинство переводов, даже когда они содержат имя Б. в еврейских Писаниях, опускают его в христианских греческих Писаниях, или в Новом завете (за исключением сокращенной формы "Яг" в слове "Аллилуйя" в рукописи книги "Откровение"). Удаление имени Б. из греческих Писаний подчас ведет к путанице — порою трудно понять, о каком члене Троицы идет речь в священном тексте. Например, Псалом 109.1: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня…" был бы более понятен в таком переводе: "Говорит Иегова моему Господу: "Сиди по правую руку от Меня…" Филон Александрийский учил, что Б. невозможно определить и, стало быть, назвать; в то же время замена личного имени титулом противоречит требованию чтить имя Б. процесс творчества Б. (Отца, Иеговы) представлен в теологии тремя основными моделями-учениями: пантеизмом, панентеизмом и теизмом. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог; во всем) растворяет Б. в физическом мире, лишает Его личностных свойств и приписывает Ему совечность с сотворенным универсумом. Мир проистекает из Б. как вечной сущности, т. е. создается путем эманации. Панентеизм (от греч. pan en theos — все в е) — промежуточная между пантеизмом и теизмом модель. Согласно ей, сотворенный мир целиком пребывает в Б., но Б. не полностью растворен в мире, т. е. имеет также такое содержание, которое выходит за пределы мира и трансцендентно миру. Тем самым личностная и творящая сущности Б. не совпадают между собой. Наконец, в теизме Б. понимается как совершенно отделенная от творимого Им мира Абсолютная Личность. Мир не истекает из Б. и не находится в Нем, но творится Б. из ничего, безо всяких наличных предпосылок. Благодаря трансцендентности Б. сотворенной природе Его творчество всегда абсолютно ново — Он порождает всегда то, чего раньше не было в принципе. Б. творит Словом, сила творения из ничего заключена в энергии Абсолютного Духа. Если пантеизм и панентеизм характерны для религий Востока, то теизм в целом отличает авраамические религии (христианство, иудаизм, ислам). От теизма следует отличать деизм, распространившийся в эпоху Просвещения. Согласно теизму, Б. постоянно заботится о сотворенном Им мире и ведет его к конечной цели (провиденционализм). Напротив, деизм ограничивает Творение одноразовым актом и утверждает, что Б. далее не вмешивается в ход физических законов и не принимает участие в судьбах людей. Какая сфера человеческого естества или какой орган человека служит проводником связи с Б.? Одни философы и богословы полагают, что такой сферой служит наш разум (Гегель). Другие искали средоточие религии в нашей воле, нравственном действии, велении долга (И. Кант). Рационализаторству и морализаторству Шлейермахер противопоставил учение о чувственной сфере как средоточии религии; не важно, как мы мыслим о Б., важно, что мы чувствуем себя христианами, заявлял он. Ап. Павел учил, что центром личной и нравственной жизни (вкупе с разумом, волей и чувством) служит человеческое сердце; сердцем человек любит Б., а Б. есть любовь. Д. В. Пивоваров

Словарь воровского жаргона

Бог

бухгалтеp,кассиp

Толковый словарь Даля

Бог

м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава у, благодаря а, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. весть,

Толковый словарь Ожегова

Бог

Верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ

Википедия

— название могущественного, сверхъестественного, Высшего Существа в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных.

Большой современный толковый словарь русского языка

м.

1. Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-либо частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни ( в античной мифологии и в некоторых формах религии ) . отт. перен. Могущественный человек, обладающий властью над другими людьми. отт. перен. Человек необычайной творческой одаренности.

2. перен. Тот, кому поклоняются, кем восхищаются; кумир.

Большой современный толковый словарь русского языка

Бог

I м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий — по религиозным представлениям — высшим разумом и управляющий миром; в христианстве — один в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. II м. Высшая, конечная инстанция, несущая в себе Объективную Истину справедливости, добра, всеобщей культуры и свободы.

Морфемный и фонетический разбор слова «бог»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова бог. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «бог»

Какими словами можно заменить слово бог? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову БОГ

Ассоциации к слову «бог» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово бог? В русском языке со словом бог чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову БОГ

Сочетаемость слова «бог»

Как правильно употребляется слово бог? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютный бог
  • акулий бог
  • античные боги
  • арийские боги
  • безжалостные боги
  • безликие боги
  • безумный бог
  • безымянный бог
  • белый бог
  • бережённого бог
Полная таблица сочетаемости слова БОГ

Предложения со словом «бог»

Примеры употребления слова бог в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Это уж было поле деятельности начальника, ведающего режимом, не дай бог стать поперёк его пути, в чём-то перечить, он не для того был рождён и дослужился до звания майора, чтобы терпеть какие-либо вольности.

Виктор Астафьев, Пионер – всем пример

Девочка с ужасом думала о том, что и завтра, и ещё бог весть сколько дней ей придётся ежедневно постоянно мыть посуду и торчать на кухне.

Татьяна Леванова, Сквозняки. Ткачи Заклинаний

Дошли мы до какого-то богом забытого места, вокруг ни души, зато есть симпатичный ручей у подножья высокой скалы.

Роберт Макклоски, Новые приключения Гомера Прайса. Сентербергские истории

Господь Бог вычисляет дифференциалы эмпирически.

Альберт Эйнштейн

Все предложения и цитаты со словом БОГ

Cлово «бог» является ответом на вопросы