Что значит «ценность»?

Cлово «ценность» означает:

— свойство обществ. предмета удовлетворять определенным потребностям соц. субъекта (человека,  группы людей, об-ва); понятие,  с помощью к-рого характеризуют соц.-историч. значение  для об-ва и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Истоки ценностных отношений — в соц. характере деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-практич. деятельности и обществ. отношений. Критерии оценки  тех или иных явлений в качестве Ц. носят конкретно историч. характер. Ц. служат важным фактором соц. регуляции поведения людей и их отношений. Однако этим не исчерпывается содержание понятия  Ц. Если бы всякая потребность  субъекта удовлетворялась автоматически, сама по себе, то ценностного отношения возникнуть не могло бы: добро ценится потому, что существует зло; истина  выступает как Ц. потому, что существует ложь; прекрасное является Ц. благодаря тому, что существует безобразное; жизнь  и здоровье  человека ценятся из-за того, что есть смерть и болезни. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью  обладает предмет (или способ) ее удовлетворения. Структура  Ц.: требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценка  соц. явлений (или поступков людей) с т. зр. присущих Ц. критериев (моральных, экономич., политич., эс-тетич. и др.); цели, к-рые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью к-рых возможно достичь желаемого. Различать и классифицировать Ц. можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности  об-ва, народа,  нации, класса,  партии, коллектива,  индивида) ; по типу потребностей субъекта (Ц. моральные, экономич., политич., религиозные, медицинские и др.). Ц. выстраиваются в определенную иерархич. систему, к-рая имеет конкретно-историч. смысл и содержание. Поэтому шкала  ценностных оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного до отрицательного значения Ц. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные Ц. 1. Смысложизненные Ц. (представления о добре и зле, благе, счастье). 2. Универсальные Ц.: а) Ц. витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность,  благосостояние, семья,  родственники, образование,  квалификация,  право  на собственность,  правопорядок,  охрана прав материнства и детства, качество  продуктов и т. д.); б) Ц. демократич. (свобода  слова, совести, партий, нац. суверенитет,  гарантии соц. равенства и справедливости и т. д.); в) Ц. обществ. признания (трудолюбие, квалификация, соц. положение и др.); г) Ц. межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость,  верность, любовь и др.); д) Ц. личного развития (чувство  собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности нац. языка  и культуры и т. д.). 3. Партикулярные: а) Ц. традиционные (любовь и привязанность  к "малой Родине", своему коллективу, семье, равенство  имущественного положения, традиционное уважение к лидерам, дисциплина  как исполнительность и др.); б) Ц. религиозные (вера  в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу и др); в) Ц. урбанистические (личный успех, предприимчивость, соц. мобильность,  соревнование в труде  и таланте, свобода выбора места жительства, стиля и образа  жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей, новых видов жизненных благ и др.). 4. Коллективистские Ц. (взаимопомощь, солидарность,  интернационализм,  равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.). Филос. проблемы природы Ц. (экономич., политич., нравственных, эстетич. и др.) изучает аксиология  (см.). М.Л. Макаревич.

Источник: Социологический словарь

Значение слова «ценность» в словарях

— полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие — страх, что потеряешь.

Источник: Социологический словарь

Социологический словарь

Ценность

— термин,  используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное  и культурное значение  определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека  (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы  в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме,  конституируют процессы  оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие  Ц. играет центральную роль  при анализе  механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора  изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение"  в мир человеческого бытия — они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего — через нормы.  В специальной литературе существуют как традиция  противопоставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам- регламентациям, иначе — "жестким", т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого , в социологическом функционализме.  Фактически с собственно понятием Ц. в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило,  не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. в теории социологии (опять же традиционно понимаемой): а) абсорбировать содержания, неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) и обнаруживаемые как иманентные в социальных системах;  б) служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт,  в отношении которых индивиды  или группы занимают позицию оценки,  приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д. Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ц. могут быть: признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту  направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема  Ц. — одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика  связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках  социальных субъектов. В.Л. Абушенко

Философский словарь

Ценность

Остается, однако, огромная, традиционно включаемая в философию область, где научные методы не являются адекватными. Эта область включает окончательные ценностные вопросы; одна лишь наука, например, не в силах доказать, что недостойно радоваться причинению жестокости. Все, что можно узнать, можно узнать при помощи науки; однако то, что по праву является вопросом чувства, лежит за пределами ее компетенции.

Большой Энциклопедический Словарь

Ценность

положительная или отрицательная значимость объектов окружающегомира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не ихсвойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческойжизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений;критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственныхпринципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные,общественно-политические и духовные ценности; положительные иотрицательные ценности.

Психологический словарь

Ценность

1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью. 2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д. 3. В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).

Экономический словарь

Ценность

— общественная функция, определяющая роль, статусность, структуру и свойства личности; то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением

Психологическая энциклопедия

Ценность

1. Качество или свойствопредмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью. 2. Абстрактный и общийпринцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д. 3. В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).

Толковый словарь Ожегова

Ценность

Важность, значение

Википедия

Ценность

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Высокая стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.

2. разг.Соотношение по курсу; достоинство ( о деньгах, ценных бумагах ) .

3.То, что имеет высокую стоимость; ценный предмет. II ж.

1.Положительная или отрицательная значимость объектов и явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченность в сферу человеческой жизнедеятельности.

2.Важность, значение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Ценность

ж.
1) а) Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. б) Высокая стоимость чего-л. в) разг. Соотношение по курсу; достоинство (о деньгах, ценных бумагах).
2) То, что имеет высокую стоимость; ценный предмет.
3) перен. Важность, значение.

Каким бывает «ценность»?

Ценность бывает:

  • познавательная
  • пищевая
  • безусловная
  • сомнительная
  • художественная
  • несомненная
  • практическая
  • абсолютная
  • базовая
  • бесконечная
Все определения к слову ЦЕННОСТЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «ценность»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова ценность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «ценность»

Какими словами можно заменить слово ценность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЦЕННОСТЬ

Ассоциации к слову «ценность» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово ценность? В русском языке со словом ценность чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЦЕННОСТЬ

Сочетаемость слова «ценность»

Как правильно употребляется слово ценность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютная ценность
  • американские ценности
  • антикварная ценность
  • археологическая ценность
  • архитектурная ценность
  • базовые ценности
  • баснословная ценность
  • безусловная ценность
  • бесконечная ценность
  • биологическая ценность
Полная таблица сочетаемости слова ЦЕННОСТЬ

Предложения со словом «ценность»

Примеры употребления слова ценность в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

От ошибки в некоторых случаях зависят благополучие, а то и жизнь других людей, иногда и самого оператора, не говоря уж о больших материальных ценностях.

Константин Маркович Гуревич, Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды

Оно не сводится ни к стиховой композиции, ни к смысловому восхождению к подлинным духовным ценностям жизни, ни к смене душевных состояний лирического героя.

Михаил Гиршман, Литературное произведение: Теория художественной целостности

Этот отпечаток несла не только политика, но и система культурных ценностей, а также общенациональная и индивидуальная философия жизни.

Айн Рэнд, Капитализм. Незнакомый идеал

У Бориса Николаевича были ценности в голове. Вот их было две всего, но фундаментальные. Первая ценность состояла в том, что свобода лучше неволи и демократия лучше коммунизма. Второе — частная инициатива лучше, чем государственная демократия.

Борис Ефимович Немцов

Все предложения и цитаты со словом ЦЕННОСТЬ

Cлово «ценность» является ответом на вопросы