Что значит «деньги»?

Cлово «деньги» означает:

— особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Первоначально роль Д. выполняли различные товары: шкуры зверей, зерно, скот, постепенно эта роль перешла к золоту, серебру. Д. — мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа, всемирные Д. Существуют в виде монет, бумажных денег, банковских и казначейских билетов, векселей, специальных средств.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «деньги» в словарях

— англ. money; нем. Geld. Особый товар,  выполняющий роль  всеобщего эквивалента  и выступающий в качестве меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

Источник: Социологический словарь

Философский словарь

Деньги

— важнейший социальный интегратор, одно из средств превращения локальных, замкнутых отношений между людьми, развития сообществ по пути всеобщего, человеческих отношений из закрытых в открытые, из жестко ограниченных в потенциально охватывающие вое человечество. Д. открывают безграничные возможности роста разнообразия при одновременном развитии единства, интеграции всех разнообразных связей. Д. позволяют быстро перемещать, концентрировать, комбинировать, соединять накопленные прошлым трудом ресурсы, включая трудовые, организуя приток новых ресурсов, использовать их с максимальной эффективностью, распределять полученные результаты в соответствии с затраченными ресурсами, со вкладом в полученный результат через рынок, движение цен, соглашения заинтересованных сторон. Посредством Д. человек стягивает к себе необходимые условия для творчества, для всех форм жизнедеятельности. Глубокая сущность Д. раскрывается лишь в результате организационной революции, т.е. при исчезновении организационных барьеров для свободы формирования комбинаций ресурсов. Д. превращаются в капитал, т. во всеобщую возможность создавать и фокусировать творческие усилия многих людей, любую комбинацию ресурсов для достижения более высокого локального и одновременно всеобщего экономического и социального эффекта. Д. — реальная абстракция. Развитие денежных отношений является необходимой предпосылкой, условием преодоления локализма в культуре, формирования нового менталитета, развития абстрактного мышления и в конечном счете -формирования большого общества, государства на своей собственной культурной основе, а не экстраполяции локальных ценностей. В либеральной цивилизации человек нацелен на все более глубокое и широкое развитие денежных отношений, вводя все новые сферы жизни в сферу всеобщего, во всеобщую связь, что является необходимым условием развития. При этом развивается культура, которая постоянно защищает определенные сферы жизни от неограниченного вторжения денежных отношений. Правовые элементы культуры защищают определенные отношения от коррупции, нравственность защищает определенные сферы жизни, связанные с семьей, с интимными отношениями и т.д. Страх перед развитием денежных отношений -свидетельство слабости соответствующих аспектов культуры, которые неспособны держать под контролем границы и возможности денежной системы. В традиционной цивилизации Д. охватывали ограниченную сферу отношений. Попытка ей расширить вплоть до отношений между членами семьи, внутри крестьянского двора встречала сопротивление. В России издавна складывалось негативное отношение к Д. как воплощению мирового зла. "Копейку надо уничтожить", — говорил один из героев Горького. Другой его персонаж говорил, что "деньги неудобно брать и неудобно давать". В русский литературе (Л.Толстой, Кочетов, Распутин) ярко проявляется негативное отношение к Д. Новое общество было попыткой сформировать хозяйство на основе натуральных отношений, что и привело к хозяйству без экономики и рынка. Еще и сегодня определенный слой людей уверен, что все беды от Д. В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, Д. подвержены двойственной оценке, т.е. выступают как одно из воплощений мирового зла, разрушающего жизнь, и как необходимое условие, элемент развития общества, экономики. Конфликт между этими взаимоисключающими оценками — важный фактор дезорганизации. Причем соотношение между ними постоянно меняется на каждом этапе развития общества, начиная от попыток полного запрета Д., господства натуральных отношений до стремления опереться на денежную систему как на инструмент развития, на так называемые "экономические рычаги". Эта постоянная пульсация общества свидетельствует о его неспособности достаточно точно определить реальное состояние денежной системы и ее места в обществе. Д. в условиях псевдоэкономики загоняются в крайне узкую сферу, главным образом оплаты труда и реализации этой оплаты при покупке потребительских благ. Причем сами Д. лишаются, своего всеобщего характера, распадаются фактически на несколько денежных систем, слабо связанных друг с другом. Тем самым Д. превращаются из средств накопления и реализации функций творческой энергии в средство накапливания богатства в натуральной форме, в подсобное средство циркуляции дефицита, в орудие чистого потребительства. В этих условиях накопление Д. становится тараном неудовлетворенного спроса, который постоянно штурмует общество требованием "дай", требованиями всесокрушающего стремления все "тащить в дом". Избыточность Д. проникает во все поры общества, подчиняя все купле-продаже, становится средством коррупции, трибализма, укрепления локализма. Иначе говоря, Д. извращенным образом становятся средством не созидания, а "доставания", надстройкой над экономикой дефицита, средством его укрепления. Налицо крайне неблагоприятная ситуация, когда, с одной стороны, Д. не служат в должной степени средством экономического развития, формирования экономики, а с другой стороны, в результате слабости определенных форм культуры, прежде всего правовых и нравственных, участвуют в формировании опасных для общества бастионов локализма, отсасывающих ресурсы, способствующих непроизводительному потреблению. Если Д. не могут превратиться в капитал, т.е. стать средством накопления, переброски, организации ресурсов для творческого созидания, они становятся средством разложения существующего порядка. Это в конечном итоге может толкнуть на гибельный путь инверсии, направленной против Д., против экономики, к господству первобытных натуральных отношений в сочетании с авторитарной государственностью в ее самых крайних тоталитарных формах. Это можно рассматривать как негативную реакцию на развитие всеобщего. Она загоняет человеческие отношения в ограничительные рамки жестких локальных уравнительных отношений.

Экономический словарь

Деньги

— металлические и/или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже и выполняющие роль всеобщего эквивалента, то есть выражающие стоимость всех других товаров и обмениваемые на любой из них.

Финансовый словарь

Деньги

особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при об- мене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров. Сущность ДЕНЕГ проявляется в их функциях: а) мера стоимости — обеспечивает выражение стоимости товаров как оди наковых величин, качественно равных и количественно сравнимых; б) средство обращения — выполняет роль посредника в обращении товаров; в) средство образования сокровищ — эта функция возникает вследствие того, что процесс обращения может быть в силу разных причин прерван. Она требует наличия полноценных денег (золото, серебро); г) средство платежа — при продаже товаров в кредит, при уплате нало гов, земельной ренты и др.; д) мировые — средство расчетов в международном платежном оборо те между странами.

Юридический словарь

Деньги

— по законодательству РФ денежные знаки в виде банкнот и монет; один из объектов гражданских прав. Главная особенность Д. как объекта гражданских прав заключается в том, что они, будучи всеобщим эквивалентом, могут заменить собой почти любой объект имущественных отношений, носящих возмездный характер. В гражданском праве Д., как и ценные бумаги, признаются разновидностью родовых, заменимых вещей. Гибель денежных знаков у должника не освобождает его от обязанности уплатить кредитору соответствующую сумму. Д. не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя, даже если они были похищены у собственника или утеряны им.

Бизнес словарь

Деньги

особое средство, выполняющее роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Д. выполняют роль средства обмена, измерения стоимости, накопления и материализации богатства и масштаба цен.

Большой Энциклопедический Словарь

Деньги

средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент.Стихийно выделились на определенном историческом этапе. Вдокапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкурызверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам(золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежноготовара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловилозамену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных иразличных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег:средство обращения, мера стоимости и средство сбережения.

Исторический словарь

Деньги

— евр. кесеф, т. е. серебро. . Первоначально торговля представляла не что иное, как обмен товаров. Торговали тогда преимущественно скотом, который, собственно, и являлся ценностью. На римских монетах поэтому часто было изображение овцы или какого либо другого животного. Когда торговля достигла такой степени развития, что перестала быть простым обменом товаров, тогда потребовалось другое меновое средство, признаваемое обеими сторонами и имеющее постоянную ценность. Таковым средством в западной Азии с древнейших времен служили благородные металлы: серебро и золото, в начале в необработанных слитках, цена которых определялась по весу. Поэтому часто говорится, что деньги отвешивались продающему. Так, Авраам отвесил Ефрону серебро (Быт. 23:16) и Иеремия, купив поле в Анафоф у Анамеила, отвесил ему на весах семь сиклей серебра и десять сребренников (Иер. 32:9,10). Первым шагом к чеканке монет, может быть, послужило то, что отдельные куски металла снабжались знаком, обозначающим их вес. В этом значении некоторые понимают плату за поле с пещерой, которое Авраам купил у Ефрона, отвесив ему четыреста сиклей серебра, «какое ходит у купцов» (Быт. 23:16). Таковыми, вероятно, был тот слиток золота, весом в пятьдесят сиклей, который присвоил себе Ахан (И. Нав. 7:21) и 100 монет (кесита по евр.) в Быт. 33:19; И. Нав. 24:32; Иов. 42:11; во всяком случае решающую роль играл вес денег, а не обозначение. Денежная единица сикль (шекель) обозначает также вес, и это слово стало со временем общим названием обиходного веса и ходящей монеты, как и слова: рубль, лира, марка и другие в Европе. По ценности и весу серебряного сикля или сикля священного (Исх. 30:13) закон Моисеев определял также различные подати и дани (Лев. 27:3) и т.д. Когда дело касалось больших ценностей, то брали большие меры веса для счисления; самой большой мерой был талант или киккар, т. е. круг; это название указывает на серебряные слитки в виде кругов или колец, каковые можно видеть на египетских памятниках, где изображены весы, на одной чашке которых помещено животное (очевидно оцениваемое), а на другой — несколько кольцеобразных слитков серебра. Рядом с весами стоит писец, записывающий на доске. О чашах см. Ис. 46:6. Гирями первоначально служили камни и поэтому на еврейском языке гиря обозначается словом «камень». Так, в заповедях (Лев. 19:36) сказано: «Да будут у вас весы верные, гири верные» (буквально камни). В Втор. 25:13 запрещается иметь в суме двоякие гири (камни большего и меньшего веса. Срав. также Прит. 16:11. И теперь можно встретить в Палестине мелочных торговцев, употребляющих камни вместо гирь. Монеты в настоящем значении слова впервые появились у финикиян, древнего торгового народа. От них, вероятно, израильтяне получили монеты, Которые были у них в употреблении до Вавилонского плена. Талмудисты утверждают также, что все серебряные монеты, упоминаемые в законе, — тирского происхождения. Другие придерживаются того мнения, что финикийские монеты представляли большие или меньшие слитки металла круглой или четырехугольной формы, определенного веса, и что у греков впервые появились настоящие монеты По словам Геродота лидийцы в Малой Азии первые начали чеканить серебряные монеты; это надо понимать так: Лидийское правительство впервые начало ставить знак на монетах, тогда как раньше это было дело купцов. Во время Вавилонского плена евреи познакомились с вавилонскими и персидскими монетами и с того времени стали вести счет драхмами, персидской золотой монетой, названной так, может быть, по имени Дария Гистаспа, который впервые начал их чеканить. О таких золотых драхмах мы читаем в Езд 2.69; 8-27; Неем 7:70; 1 Пар. 29:7. Золотые драхмы, находимые до сих пор, равняются, приблизительно, 11 руб. Существовали также серебряные драхмы меньшей ценности После падения Персидского царства у евреев были в обращении греческие и сирийские монеты — таланты и драхмы — В 143 г до Р. Хр Симон Маккавей, спустя четыре года после освобождения Израиля, получил от Антиоха VII право на чеканку еврейской монеты (1 Макк 15-6). Симон чеканил из серебра и бронзы сикль, полсикля и четверть сикля; многие монеты времен Симона и позднее сохранились до наших дней. По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотникам (16,37 грамм ), а серебряного сикля — 3:35 золотникам (14,55 грамм), почему ценность серебряного сикля (по сведениям Иосифа Флавия, равная 4 аттическим драхмам или 4 римским динариям) составляла около 1 р. 22 к, а золотого — около 20 р. 66 к. О золотом сикле, вероятно, упоминается в 4 Цар. 5:5. В определении ценности сикля очень помогли найденные в развалинах Ниневии ассирийские государственные стандартные гири, по которым вес ассирийского сикля равнялся 3,87 золотника (16,83 грам.). На одной стороне серебряного сикля времен первосвященника Симона изображена чаша, вокруг которой выбиты древнееврейские или так называемые, самаринские буквы: «Schekel Jisrael «, т. е. израильский сикль, над чашей буквы B.S, 2 год. На другой стороне вокруг линии выбиты слова: «Святой Иерусалим» Части сикля были «века» (бека) или полсикля (Исх. 38:26) ценностью около 57 коп. и «гера» 1/20 часть сикля (Исх 30:13), т.е. около 6J/2 коп. Мина и талант являлись более крупными денежными единицами. Мина соответствует 50 сиклям, талант же равнялся 60 минам или 3000 сиклей; следовательно, древняя золотая мина на наши деньги равнялась 1033 р. 59 к., а серебряная около 51 р. 68 к. Серебряный талант составлял около 3488 р 40 к., а золотой талант — около 62791 р. 20 к. Менаим должен был выдать ассирийскому царю Фулу 1000 серебряных талантов, т. е. 3.488.400 р ((4 Цар. 15:19). Иезекия должен был уплатить 300 серебр. талантов, т. е 1 046.520 р. и 30 золотых талантов, т.е. 1.883.757 р. В Новом Завете говорится о мине у Луки 19:1-3 и дал. Во времена Нов. Завета были в обращении греческие и римские монеты: «статир» (Мат. 17:27), равный ветхозаветному священному сиклю, около 1 р. 16 к.; «дидрахма», т.е. двойная драхма (Мат. 17:24), соответствующая ветхозаветной «беке», около 57 к. Самой обыкновенной монетой был римский динарий. В Евангелии говорится о 200 динариях ( Map. 6:37) и о 2-х динариях (Лук. 10:35). Этот динарий соответствовал греческой драхме (т. е. горсть), около 31 к. В Мат. 20:2 динарии составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во времена Тиверия. Срав. Отк. 6:6: «Хиникс (около литра) пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий» — цена припасов во время дороговизны. Римский динарий в то время был самой распространенной монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р. Хр. с изображением римской богини, украшенной шлемом. Затем римляне стали помещать на динарии изображение кесаря с надписью. Сравни Мат. 22:19 и дал. Мелкой монетой был римский ассарий (Мат. 10:29 и Лук. 12:6) — медная монета, ценностью около 11/2 коп.; далее, римский кодрант, приблизительно 1/2 коп. (Мат 5:26) и греческая монета лепта ( Map. 12:42), равная половине кодранта, т. е.1/4 коп Римский ассарий имеет на одной стороне голову Януса, на другой нос судна.

Социологический словарь

Деньги

(money) — любой товар или символ,  принимаемый всеми в качестве средства обмена  и служащий для оценки  других товаров (услуг). Первоначально физический материал, используемый в качестве денег обычно обладал неотъемлемой полезностью  являясь также символическим средством (например, золотом). В современных обществах деньги  имеют множество форм, включая бумажную, а также сохраняемые машиной записи. Отсутствующие в бартерной экономике, в которой товары обмениваются непосредственно на товары, деньги можно рассматривать как важное изобретение  (см. также Эволюционная всеобщность), В качестве "символического посредника ресурсов" (Парсонс, 1963) они подчеркивают "всеобщее посредство" ресурсов и наряду с развитием  рынков ресурсов исторически имеют огромное значение,  ибо служат: (а) вместилищем покупательной способности или стоимости; (б) единицей счета или отчета; измерением  относительной стоимости товаров и услуг, позволяя решать должны или нет они быть проданы; (в) источником для финансирования производства в качестве денежного капитала,  (г) источником кредита. Для Маркса в частности и для классических политэкономистов в целом деньги играли необходимую роль  в возникновении капитализма  и капиталистического способа производства. Однако признавались и проблемы, возникающие вследствие накопления и скапливания денег, а также ситуаций, когда товары не могут быть проданы за деньги или под них нельзя получить кредит — одна из причин экономических кризисов. Согласно Марксу, такие кризисы связаны не столько со свойствами денег как таковых, сколько с природой капитализма (см. Кризисы капитализма;  Инфляция;  Монетаризм) . В классической работе "Философия  денег" Зиммель указывает на следующий факт:  переход к денежной экономике имеет последствия, далеко выходящие за пределы роли денег в развитии экономики. Он призывал к рациональному подсчету и рационалистическому мировоззрению, включая научное измерение, и предупреждал о возрастании обезличенных социальных отношений. В творчестве Парсонса доказываются аналогии между понятиями «деньги» и «власть» . Так, политическая власть — это обобщенный ресурс, используемый разными способами.

Толковый словарь Ожегова

Деньги

Капитал, средства

Википедия

Деньги

Де́ньги — эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам.

Большой современный толковый словарь русского языка

мн.

1.Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. отт. То или иное количество монет и бумажных знаков.

2.Средства, предназначенные, отпускаемые для чего-либо.

3. разг.Плата за труд; зарплата.

4.Состояние, богатство; капитал.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Деньги

мн.
1) а) Металлические монеты и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и средством платежа. б) То или иное количество монет и бумажных знаков. в) Средства, предназначенные, отпускаемые для чего-л. г) разг. Плата за труд; зарплата.
2) Состояние, богатство; капитал.

Каким бывает «деньги»?

Деньги бывает:

  • наличные
  • бешеные
  • карманные
  • немалые
  • казённые
  • неплохие
  • приличные
  • собранные
  • фальшивые
  • безумные
Все определения к слову ДЕНЬГИ

Морфемный и фонетический разбор слова «деньги»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова деньги. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «деньги»

Какими словами можно заменить слово деньги? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЕНЬГИ

Ассоциации к слову «деньги» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово деньги? В русском языке со словом деньги чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЕНЬГИ

Сочетаемость слова «деньги»

Как правильно употребляется слово деньги? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американские деньги
  • английские деньги
  • банковские деньги
  • баснословные деньги
  • бедным деньги
  • безналичные деньги
  • безумные деньги
  • бешеные деньги
  • большие деньги
  • большущие деньги
Полная таблица сочетаемости слова ДЕНЬГИ

Предложения со словом «деньги»

Примеры употребления слова деньги в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Вы не сможете зарабатывать денег больше, чем можете работать.

Алексей Крол, Теория каст и ролей

Заёмщик же рассуждает, что лучше получить деньги сейчас, даже если после придётся вернуть их с процентами.

Джонатан Макмиллан, Конец банковского дела. Деньги и кредит в эпоху цифровой революции

Главные решения, в том числе о том, кому и сколько дать денег, стали приниматься в здании правительства.

Сергей Алексашенко, Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику

Дословный перевод: Деньги служат тебе, если умеешь ими пользоваться, если же не умеешь, властвуют над тобой

Латинские пословицы

Все предложения и цитаты со словом ДЕНЬГИ

Cлово «деньги» является ответом на вопросы