Что значит «сознание»?

Cлово «сознание» означает:

— форма отражения реальной действительности, свойственная человеку. человека является функцией "того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека" (Л., 14, 215). Общественное сознание — совокупность общественных идей, теорий, взглядов, отражающих условия материальной жизни общества, способ производства материальных благ. возникает у человека в процессе трудовой общественно-производственной деятельности и поэтому является продуктом общественного развития. Наличие сознания предполагает способность осознанного отношения к окружающей среде. дает возможность выделить себя из среды, определить свое отношение к ней, организовать целенаправленную трудовую деятельность. Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, в свою очередь воздействует на это бытие. Новые, прогрессивные идеи, взгляды, теории, отражая интересы передовых, прогрессивных сил общества, помогают борьбе со старым, отживающим, облегчают движение общества вперед.

Источник: Политический словарь

Значение слова «сознание» в словарях

— форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно — исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно — исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности — .

Источник: Психологическая энциклопедия

Философский словарь

Сознание

— традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия (см.) как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность С. Идеальное характеризует сущностное содержание С. как субъективной реальности. Определение С. в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Социология изучает С. как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль С. в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндиийской философии — брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. — субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады — неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни С. осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм С., разума, о возможности приобщения С. человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым.

Большой Энциклопедический Словарь

Сознание

одно из основных понятий философии, социологии и психологии,обозначающее человеческую способность идеального воспроизведениядействительности в мышлении. — высшая форма психическогоотражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная сречью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двухформах: индивидуальной (личной) и общественной.

Исторический словарь

Сознание

— одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность s мышлении. Выступает в двух основных формах: индивидуальное и общественное.

Политический словарь

Сознание

свойственный лишь человеку способ отражения объективной реальности, совокупность психических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего его мира и собственного бытия в нем.

Психологический словарь

Сознание

Категория. Форма отражения объективной действительности в психике человека. Специфика. Характеризуется тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Социологический словарь

Сознание

— англ. conscience; нем. Bewu?tsein. 1. Высшая, свойственная только человеку  и связанная с речью  форма  обобщенного и целенаправленного отражения действительности. 2. Способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение  к действительности; свойство высшей нервной деятельности человека. 3. Состояние  человека в здравом уме, твердой памяти; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.

Экономический словарь

Сознание

— высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности

Толковый словарь Ожегова

Сознание

Мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь

Юридический словарь

Сознание

— высшая форма психики, которая присуща человеку.

Каким бывает «сознание»?

Сознание бывает:

  • коллективное
  • расширенное
  • индивидуальное
  • массовое
  • больное
  • возбуждённое
  • гордое
  • горькое
  • детское
  • европейское
Все определения к слову СОЗНАНИЕ

Фонетический разбор слова «сознание»

Звуко-буквенный разбор слова сознание. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «сознание»

Какими словами можно заменить слово сознание? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову СОЗНАНИЕ

Ассоциации к слову «сознание» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово сознание? В русском языке со словом сознание чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову СОЗНАНИЕ

Сочетаемость слова «сознание»

Как правильно употребляется слово сознание? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютное сознание
  • авторское сознание
  • активное сознание
  • актуальное сознание
  • архаическое сознание
  • бесконечное сознание
  • бодрствующее сознание
  • божественное сознание
  • болезненное сознание
  • больное сознание
Полная таблица сочетаемости слова СОЗНАНИЕ

Cлово «сознание» является ответом на вопросы