Что значит «революция»?

Cлово «революция» означает:

(от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Источник: Политический словарь

Значение слова «революция» в словарях

(от лат. revolutio — поворот, изменение) — способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции — вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция — это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества. Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция — по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства — уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс, выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс. Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики. Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения, утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция — это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста. Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы, граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс, социальный слой и группа, составляющие народ, объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов. Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть, стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего — новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса — вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой — чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами — революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача — утверждение новой политической власти в этих странах — решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем. С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг. характер (содержание) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями. Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть, например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков (Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.). Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала, гнетом империализма, тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п. Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столько, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит, всего четыре: при переходе к рабству, феодализму, капитализму и социализму. — многообразие революций выглядит иначе. Прежде всего надо доказать, насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых, отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное — наличием у революционных сил класса или социальной группы — носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо, нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма, сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия. 1. Широко известно, что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия. 2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать, что история уже исчерпала все многообразие возможных революций. Однако недовольство недовольством, а революция — это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта — крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой-либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно, из этого совершенно ничего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режима; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа. В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение, особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия". Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию — беспорядкам и забастовкам — однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции. Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать. Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально, но не столь умен, как они — к бизнесменам и правительственным чиновникам. Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов — но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них — к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов… они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движениям тот цемент, который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей. Интересно отметить, что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин, сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них — знаменитый Че Гевара, который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, — имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений. Этапы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни. В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты. Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство, происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И всё это происходит в то время, когда экономика, как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть. Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты, движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги. Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко. И когда правительство вызывает на помощь войска, этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться, а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда, так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу. Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы. Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные — "добрые ребята" и не настолько решительны, чтобы сокрушить радикалов. Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты, которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое. От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. "Термидор", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться, снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" — так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован — этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор, который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

Источник: Политический словарь

Политический словарь

Революция

— глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

Социологический словарь

Революция

(от лат.revolutio -переворот)  — англ. revolution; нем. Revolution. 1. Коренное качественное изменение,  резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к др., от старого к новому, одна из закономерностей развития явлений природы, общества или познания. 2. Коренной переворот в жизни общества, приводящий к ликвидации отжившего обществ, строя и утверждения нового, более прогрессивного.

Философский словарь

Революция

— в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений Р. в марксизме рассматривается как уничтожить капитализм для установления социализма, как категория науки, раскрывающая механизм перехода от старого строя к новому. В псевдосинкретизме представление о Р. является своеобразным гибридом,результатом соединения представлений, сложившихся в науке, и представлений о народном бунте, скрыто вере в инверсию, моментально переводящей общество из одного состояния в прямо противоположное, из состояния кривды и зла в состояние Правды социализма.При этом акт разрушения старого рассматривается как тождественный акту формирования нового, т. е. это одно и тоже действие. Подобная точка зрения -чистейшее воплощение инверсии, отождествляющей разрушение и созидание. Эту мысль можно видеть и в выражении " надо начать, а там будет видно". Здесь содержится вера, что сам отход от зла автоматически или почти автоматически ведет к Правде Р. — чудо. Она безпроблемна, как и инверсия. Идеологи трактовали Р. по аналогии с французской революцией 1789 года.Однако в России не было Р. в европейском смысле. Существовали лишь некоторые ее элементы, вкрапленные в массовые инверсионные бунты. Их можно обнаружить, анализируя движущие силы традиционно- либерального идеала.

Большой Энциклопедический Словарь

Революция

(от позднелат. revolutio — поворот — переворот), глубокиекачественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества илипознания (напр., cоциальная революция, а также геологическая,промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция вфизике, в философии и т. д.).

Исторический словарь

Революция

— переворот, поворот. В широком смысле слова революция – радикальные перемены во всех сферах общества. В узком смысле – наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства и политического строя общества.    

Психологический словарь

Революция

— коренной переворот; резкий, скачкообразный переход к иному качественному состоянию, — проявление одной из важнейших закономерностей развития природных, общественных и психических процессов.

Психологическая энциклопедия

Революция

— коренной переворот; резкий, скачкообразный переход к иному качественному состоянию, — проявление одной из важнейших закономерностей развития природных, общественных и психических процессов.

Толковый словарь Даля

Революция

ж. франц. переворот, внезапная перемена состоянья, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство. в погоде, в пищеварении, в общественном мнении, переворот. | Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта. Генерал от революции, бран, прозвище людей, бессмысленно стремящихся ко всеместным крамолам и переворотам. Революционный, к сему относящ. Революционер, -нерка, смутчик, возмутитель, крамольник, мятежник.

Толковый словарь Ожегова

Революция

Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего о бщественного и политического строя и передаче власти в руки передового класса

Каким бывает «революция»?

Революция бывает:

  • февральская
  • октябрьская
  • научно-техническая
  • социалистическая
  • буржуазная
  • французская
  • американская
  • английская
  • антисоветская
  • бархатная
Все определения к слову РЕВОЛЮЦИЯ

Фонетический разбор слова «революция»

Звуко-буквенный разбор слова революция. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «революция»

Какими словами можно заменить слово революция? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову РЕВОЛЮЦИЯ

Ассоциации к слову «революция» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово революция? В русском языке со словом революция чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову РЕВОЛЮЦИЯ

Сочетаемость слова «революция»

Как правильно употребляется слово революция? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абсолютная революция
  • августовская революция
  • аграрная революция
  • американская революция
  • английская буржуазная революция
  • английская революция
  • апрельская революция
  • арабские революции
  • бархатная революция
  • белая революция
Полная таблица сочетаемости слова РЕВОЛЮЦИЯ

Cлово «революция» является ответом на вопросы