Что значит «предыстория социологии»?
Cловосочетание «предыстория социологии» означает:
1.Цивилизация древнего Двуречья.(XXVIII век до н.э.) Наиболее древний социальный документ — "Законы царя Хаммурапи". Раскрывается специфика социальных отношений, классовая структура того общества(существовало 3 класса свободных людей и класс рабов), прослеживаются взаимоотношения между различными классами того общества. 2.Цивилизация Древнего Египта. (XVIII-IVвв. до н.э.) Древнейшие письменные документы (папирусы, поэмы, повести писцов) дают нам детализированную и разнообразную коллекцию социальных фактов, мы узнаем о первых социальных конфликтах. 3.Цивилизация Древней Индии. (XVIII-IVвв. до н.э.) "Законы Ману" — появляются зачатки социальной аналитики, попытки определить причинно-следственные связи в социальных явлениях. Период накопления социальных фактов, их фиксации. 4.Древний Китай. .(VIII-VII век до н.э.) "Пятикнижье" — впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из "Пятикнижья" выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии: 1.Школа Инь — Ян — важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни. Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель — помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами. 2.Конфуцианство (основатель — Конфуций)- основной упор на преемственности поколений, на бережном отношении к тому, что накоплено предыдущими поколениями в социальной жизни. Идея государства как строгого, но справедливого отца, заботящегося о моральном и материальном воплощении благополучия своих поданных. 3.Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство, справедливость, выражение интересов среднего класса. 4.Школа имен — считали, что нововведения носят "социальные загрязнения" в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам. 5.Школа Дао (Даосизм) — основной принцип: общество должно работать при минимальном вмешательстве управленческих структур. Все социальные процессы должны быть организованы на принципах саморегуляции, а ключевой метод социального управления — самоуправление. 6.Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя)- заложили основу концепции правового государства, считая, что эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления. 5.Античная цивилизация. (Древняя Греция, Древний Рим, V век до н.э.-II век н.э.) Высшего расцвета достигла во времена золотой классики(V век до н.э.-III век до н.э.). В это время началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности: 1)Общество-естественное образование, человек- существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества существовать не может. государство- продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека. Аристотель( 484-422гг. до н.э.). Луций Анней Сенека (ок.5г. до н.э.-65г. н.э.). Утверждали, что человек-существо общественное, так как обладает речью. Общество-любое объединение людей, чем-то соединенных между собой. В качестве элементарного социального объединения рассматривали семью. Государство считали естественным образованием, абсолютно необходимым условием существования человека. Первые социальные реалисты. 2)Общество — искусственное образование, человек-существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека — внеобщественное и дообщественное. Общество — своего рода искусственный организм, созданный людьми для блага индивидов. Платон( 427-347гг. до н.э.) Эпикур Лукреций. Считали, что общество-результат изобретения и целенаправленной деятельности людей. 6.Эпоха европейского средневековья.(IV-XIIIвв.) Продолжена и развита идея единства человеческого рода и общества. Августин Блаженный (ок.413-426гг.) Фома Аквинский(1225-1274гг.) Боссюэ(1627-1774гг.) Понятие общества носило конфессиональный характер, оно относилось, прежде всего, к католической церкви и ее приверженцам, понималось как наднациональная и вненациональная сущность. 7.Арабская цивилизация(X-XIIвв.). Ибн Хальдун — произведение "Мукаддима"- впервые в истории социальной мысли обобщил социетальные закономерности развития человечества. Вывел основной постулат социологического знания об обществе: " История есть непрерывный закономерный процесс, на который воздействует совокупность социальн0ых факторов". 8.Эпоха Возрождения(XVII-XVIIIвв.). Основные черты: 1.Универслизм личности, то есть равенство людей по отношению друг к другу. 2.Научный скептицизм, то есть необходимость создания стройной и полной картины мира, не прибегая к мистике и оккультизму. 3.Гедоним и эйдетизм, то есть признание благополучия и счастья личности как высшей формы ценности и цели существования общества. Эти века отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора, общество начинает отождествляться с нацией и национальным государством. Последователи теории естественного состояния: Вольтер(1694-1778), Монтескье( 1689-155), Кондорсе(1743-1794), Вико(1668-1774). Последователи теории общественного договора: Локк(1632-1704), Гоббс(1588-1679), Руссо(1712-1778). Возникновение научной социологии — выдающихся направлений в европейской социологической мысли: -шотландская политическая экономия (Смит, Фергюсон) -французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф, энциклопедисты) -немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)
Источник: Социологический словарь
Cловосочетание «предыстория социологии» является ответом на вопросы
- Вопросы, в которых ответом является словосочетание «предыстория социологии» не найдены.