Что значит «патриархат»?
Cлово «патриархат» означает:
(от греч. pater — отец и arche — власть, начало), отцовское право — в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле — управление, сосредоточенное в руках мужчин или ещё шире — доминирующее положение мужчин в семье и обществе.
Источник: Исторический словарь
Значение слова «патриархат» в словарях
(от греч. pater — отец и arche — начало — власть),преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основеподъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужногоземледелия, металлообработки. Эпоха патриархата — время разложенияпервобытного общества.
Источник: Большой Энциклопедический Словарь
Исторический словарь
Патриархат
этап развития первобытно-общинного строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе и семье.
Политический словарь
Патриархат
Последний период первобытнообщинного строя, пришедший на смену матриархату. П. характеризуется развитием скотоводства, металлообработки, земледелия, в связи с чем большее значение приобретает мужской труд. Мужчина становится главой семьи, начинает играть руководящую роль в хозяйственной и общественной жизни. При П. началось разложение первобытнообщинного строя, возникли частная собственность, неравенство и появились классы и государство.
Психологический словарь
Патриархат
Общее значение этого понятия — господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс. С. 699). У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о характере гендерного взаимодействия в самом далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат. Но самые строгие исследователи доказывают, что история человечества изначально складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского статусов. Данную точку зрения разделяет, например, Э. Гидденс. Он утверждает: "Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины" (Гидденс. С. 164). По его мнению, всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что частые роды и хлопоты по уходу за детьми делают женщин зависимыми от мужчин, в том числе и в материальном отношении. Схожую точку зрения развивает канадская исследовательница О"Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства — в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям. Ни одна из вышеприведенных точек зрения на характер гендерных отношений в доисторическую эпоху не получила окончательного признания. Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени — примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений. Она — объект его власти. Как справедливо отмечает Р. Айслер, выстроенные таким образом гендерные отношения — самые фундаментальные из всех человеческих отношений, их матрица "глубочайшим образом воздействуют на все наши институты, … на направление культурной эволюции" (Айслер. С. 25).
Социологический словарь
Патриархат
– в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация. К. Миллетт определяет патриархат как "отношения, созданные властью" , в которых одна группа людей (женщины) управляется и контролируется другой (мужчинами). Согласно К. Миллетт, существует три института патриархата: семья, общество и государство. "Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но действует в качестве подразделения правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей" (Millett K, 1985). В рамках феминизма существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриахат самостоятельной (транс-исторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма) . Фактически спор идет о том, является ли патриархат "системой", или частью "системы". Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как "единой" или как "двойственной" системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля. Сторонники понимания патриархата как "единой системы" (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как "двойственной системы" упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля. Отдельно следует выделить позицию неомарксистских феминистов. Так, Нэнси Фолбр (Nancy P. Folbre) считает, что патриархат следует рассматривать не как систему контроля, а как способ производства отношений подчинения и доминирования. В рамках такого подхода "патриархатный капитализм" выступает как целостная формация, которая включает в себя два взаимодействующих, но существующих в отдельности друг от друга способа производства" (Folbre, 1996). На близких методологических позициях в понимании патриархата находятся также последователи постмодернистского феминизма (Ю. Кристева, Л. Иригарэ и др.), которые определяют патриархат как процесс смыслового конструирования отношений власти, в ходе которого "мужские дискурсы" становятся господствующими, а "женские" – маргинализируются. Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику.
Философский словарь
Патриархат
— церковь, управляемая пагридрхол
Психологическая энциклопедия
Патриархат
Общее значение этого понятия — господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс. С. 699). У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о характере гендерного взаимодействия в самом далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат. Но самые строгие исследователи доказывают, что история человечества изначально складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского статусов. Данную точку зрения разделяет, например, Э. Гидденс. Он утверждает: "Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины" (Гидденс. С. 164). По его мнению, всеобщая распространенностьпатриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что частые роды и хлопоты по уходу за детьми делают женщин зависимыми от мужчин, в том числе и в материальном отношении. Схожую точку зрения развивает канадская исследовательница О"Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства — в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям. Ни одна из вышеприведенных точек зрения на характер гендерных отношений в доисторическую эпоху не получила окончательного признания. Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени — примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений. Она — объект его власти. Как справедливо отмечает Р. Айслер, выстроенные таким образом гендерные отношения — самые фундаментальные из всех человеческих отношений, их матрица "глубочайшим образом воздействуют на все наши институты, … на направление культурной эволюции" (Айслер. С. 25).
Толковый словарь Ожегова
Патриархат
Сменившая собой матриархат эпоха главенствующего положения мужчины в родовой группе, при установлении родства (по мужской линии), в хозяйственной и общественной жизни
Каким бывает «патриархат»?
Патриархат бывает:
- константинопольский
- иерусалимский
- московский
- вселенский
Фонетический разбор слова «патриархат»
Звуко-буквенный разбор слова патриархат. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.
Синонимы к слову «патриархат»
Какими словами можно заменить слово патриархат? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:
- Эпоха
- Патриаршество
- Строй
- Резиденция патриарха
Сочетаемость слова «патриархат»
Как правильно употребляется слово патриархат? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.
- вселенский патриархат
- московский патриархат
Cлово «патриархат» является ответом на вопросы
- Форма первобытного общества, характеризующаяся господствующим положением мужчины в хозяйственной и общественной жизни
- Последний период родового строя
- В период распада первобытнообщинного строя: эпоха главенствующего положения мужчины в родовой группе, при установлении родства, в хозяйственной и общественной жизни
- Общественный строй, где главную роль играют мужчины
- Период родового строя, когда все проблемы решали мужики
- Мужской золотой век
- «Мужской» период в эпоху первобытно-общинного строя
- Власть мужчин