Что значит «общение»?

Cлово «общение» означает:

— осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Политический словарь

Значение слова «общение» в словарях

(англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. процесс О. может обособляться от др. форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.О. с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).К концу 1 -го г. жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими — предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. "привязанность" ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.О. ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.О. со взрослыми — один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. (См. педагогическое.)О. особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др. ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. См. также Собеседование.Добавление: Тесная связь между структурами личности и процессом О. как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О. Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. — эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. См. группа встреч. (Ж. М. Глозман.)

Источник: Психологический словарь

Психологическая энциклопедия

Общение

— взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. основано на реализации особой потребности — в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Нарушения общения вызывают изменения личности — .

Психологический словарь

Общение

— осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. (Косолапов Н.А., с.104)

Социологический словарь

Общение

— специфич. межличностное взаимодействие  людей как членов об-ва, представителей определенных соц. групп. Опосредствуется системой обществ. отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. О. — важная составная часть соц. бытия человека  как обществ. существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как об-ва, так и личности. Человек не может существовать вне О. с др. людьми. Потребность  в О. — одна из базовых потребностей обществ. индивида.  Объективная необходимость О. как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться в одиночку. Производство  необходимых средств существования предполагает О. индивидов между собой. Генетич. основой О. является материальная деятельность.  Возникнув первоначально на основе материальной деятельности, будучи включенным в нее непосредственно, и обусловлива-ясь развитием  производительных сил и производственных отношений, О. превращается в самостоятельный соц. фактор,  особую соц. форму активности индивида, предметом к-рой являются отношения с др. человеком, людьми и к-рая оказывает обратное воздействие на деятельность. О. — это условие совместной деятельности. Благодаря О. достигается распределение  функций между индивидами, включенными в совместную деятельность, согласование индивидуальных усилий, их координация, обмен  опытом, знаниями, совместное планирование  и сама деятельность, контроль  за ее рез-тами. В отношении к деятельности О. выступает как организующая коллективный трудовой процесс  сила, как условие формирования коллективного субъекта. Любое взаимодействие человека с предметным миром всегда опосредствовано О. Организующая роль  О. проявляется не только в коллективной, но и в индивидуальной деятельности. Даже действуя изолированно, вне непосредственных контактов с др. людьми, человек все же состоит с ними в опосредствованном О., включен в обществ. связи и отношения, использует в своей деятельности накопленные в процессе ис-торич. развития человеческие знания, средства и способы труда.  В межличностном О. индивидов проявляются, становятся объективно реальными, обретают свое бытие  обществ. отношения. Основой О. являются материальные, групповые, соц.-ролевые отношения. Межличностное О. — это внешняя сторона, проявление  действительного О., способ существования обществ. отношений, их конкретизация, "персонификация" , "личностная форма" . Определяясь в своих наиболее общих проявлениях системой обществ. отношений, О. как способ их реализации в каждом конкретном случае зависит также от индивидуально-личностных факторов. Являясь важной стороной жизнедеятельности субъекта, О. играет большую роль в формировании и развитии человека. Через О., непосредственное и опосредствованное, человек получает знания об окружающем его мире, "присваивает" себе обществ. ценности,  созданные человечеством, познает природу и сущность обществ. отношений. Вступая в О. с людьми, индивид формирует критерии их оценки,  что является также важным условием развития его самооценки самосознания. В условиях О. осуществляется коммуникативный процесс: обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и рез-тами деятельности и т. д., — происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.  О. — важный фактор соц. детерминации поведения индивида. В процессе О. человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего, т. е. О. — это взаимодействие людей как субъектов. В этом специфика О. как межличностного взаимодействия. Каждый из партнеров по отношению к другому (другим) выступает и в качестве субъекта воздействия. Поэтому есть основание рассматривать О. как специфич. форму соц. активности, отражающую в отличие от деятельности иную соц. реальность, представляющую собой субъектно-объектную форму отношений. О. может быть включенным в деятельность (труд, учение, игра) , либо определяться самой потребностью в О. как таковом; может быть непосредственным, т. е. осуществляться "лицом к лицу", либо опосредствованным различн. системами коммуникации; вербальным либо невербальным; социально, либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшее универсальное средство О. — язык.  В процессе О. используются также различн. невербальные средства: мимика, паралингвистические средства и т. д. В.А. Кольцова.

Философский словарь

Общение

— процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности, в частности личности ученого.

Толковый словарь Ожегова

Общение

Взаимные сношения, деловая или дружеская связь

Экономический словарь

Общение

— процесс, сущность которого заключается не просто в факте передачи и приема информации, а в выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность

Википедия

Общение

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Большой современный толковый словарь русского языка

ср.Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Общение

ср. Взаимные сношения, деловая, дружеская связь.

Каким бывает «общение»?

Общение бывает:

  • повседневное
  • ежедневное
  • тесное
  • виртуальное
  • дружеское
  • полноценное
  • активное
  • безмолвное
  • близкое
  • вежливое
Все определения к слову ОБЩЕНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «общение»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова общение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «общение»

Какими словами можно заменить слово общение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОБЩЕНИЕ

Ассоциации к слову «общение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово общение? В русском языке со словом общение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОБЩЕНИЕ

Сочетаемость слова «общение»

Как правильно употребляется слово общение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активное общение
  • близкое общение
  • бытовое общение
  • вербальное общение
  • взаимное общение
  • виртуальное общение
  • всяческое общение
  • дальнейшее общение
Полная таблица сочетаемости слова ОБЩЕНИЕ

Предложения со словом «общение»

Примеры употребления слова общение в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Может случиться, что в каждом кругу общения найдутся люди, без которых праздник будет для вас не в радость.

Наталья Витальевна Цветкова, Энциклопедия любимых праздников

Здесь в процессе общения люди могут понять друг друга по выражению лица, интонациям голоса, движениям.

И. А. Данилова, Социология и психология управления

Служба Facebook изменила способ общения людей, методы продажи товаров, взаимодействия государства со своими гражданами и даже стиль работы коммерческих организаций.

Дэвид Киркпатрик, Социальная сеть: как основатель Facebook заработал $ 4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. (Сократ)

Дружба

Все предложения и цитаты со словом ОБЩЕНИЕ

Cлово «общение» является ответом на вопросы