Что значит «учение»?

Cлово «учение» означает:

Категория. Форма деятельности. Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Источник: Психологический словарь

Значение слова «учение» в словарях

(научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. — необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои "абсолютные" законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-син-тетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У, т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У, сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Ингпериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов — универсальный психологический механизм человеческого У, закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У, и т. д.). В наиболее полном и "чистом" виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.

Источник: Психологический словарь

Психологическая энциклопедия

Учение

— овладение новыми психическими орудиями и действиями — , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.

Социологический словарь

Учение

— англ. theory(1, 2)/learning(3); нем. Lehre. 1. совокупность  теоретических положений о к.-л. области явлений действительности. 2. Система  воззрений к.-л. ученого, мыслителя. 3. Деятельность  индивида по овладению знаниями и навыками.

Философский словарь

Учение

— какая-либо теория в совокупности с практикой ее применения. К теории в учении требование истинности не предъявляется, как правило, достаточно наличия последователей.

Большой Энциклопедический Словарь

Учение

одна из сторон процесса обучения — деятельность ученика вовладении знаниями и навыками…2) Совокупность теоретических положений окакой-либо области явлений действительности…3) Система воззренийкакого-либо ученого или мыслителя.

Толковый словарь Ожегова

Учение

Высшая форма воинского обучения (соединений, частей, подразделений и органов управления) в условиях, близких к боевым

Википедия

Учение

Уче́ние, значение слова по словарю Т. Ф.

Большой современный толковый словарь русского языка

I ср.

1.процесс действия по гл. учить

1.,

4.,

5. отт. Результат такого действия; деятельность учителя.

2.процесс действия по гл. учиться

1. отт. Результат такого действия; деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками; учеба

2.. II ср.

1.совокупность теоретических положений какой-либо области знаний.

2.Система взглядов какого-либо ученого, мыслителя.

3.Совокупность догматов какого-либо религиозного культа; вероучение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Учение

ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: учить (1,4,
5).
2) Процесс действия по знач. глаг.: учиться (
1).
3) Совокупность теоретических положений какой-л. области знаний.
4) Совокупность, система взглядов какого-л. ученого, мыслителя.
5) Совокупность догматов какого-л. религиозного культа; вероучение.

Каким бывает «учение»?

Учение бывает:

  • христово
  • христианское
  • передовое
  • великое
  • верное
  • возвышенное
  • воинское
  • восточное
  • данное
  • древнее
Все определения к слову УЧЕНИЕ

Морфемный и фонетический разбор слова «учение»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова учение. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «учение»

Какими словами можно заменить слово учение? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову УЧЕНИЕ

Ассоциации к слову «учение» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово учение? В русском языке со словом учение чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову УЧЕНИЕ

Сочетаемость слова «учение»

Как правильно употребляется слово учение? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • апостольское учение
  • артиллерийские учения
  • батальонные учения
  • библейское учение
  • боевые учения
  • божественное учение
  • большие учения
  • буддийское учение
  • великое учение
  • верное учение
Полная таблица сочетаемости слова УЧЕНИЕ

Предложения со словом «учение»

Примеры употребления слова учение в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Он обратился к майору, выражая готовность исправить ошибки во время новых учений или других испытаний.

Сергей Зверев, Мертвое побережье

Эта еретическая мысль направлена против сотериологии – важнейшего раздела христианского учения о спасении.

Антология, Книга Иуды

Ухаживать за позвоночником, поддерживать его в оптимальном тонусе поможет и древнее учение йогов.

Иван Кузнецов, Всё о здоровье позвоночника и системе лечения Дикуля, Поля Брэгга и Кацудзо Ниши

Протестантское учение о таинствах — аллегорично, православное — символично.

Диалектика мифа

Все предложения и цитаты со словом УЧЕНИЕ

Cлово «учение» является ответом на вопросы