Что значит «капитализм»?

Cлово «капитализм» означает:

— экономический тип общества, капиталистическая общественно-экономическая формация, в которой экономический базис представляет собой целостную систему отношений частной собственности капиталиста на рабочую силу рабочего, на средства производства и личной собственности трудящегося на предметы потребления. Основное противоречие капитализма — противоречие между общественным характером производства и частным присвоением капиталистом рабочей силы рабочего (наемное рабство). При капитализме социальная защищенность трудящегося-рабочего выше, чем трудящегося-крепостного при феодализме. Рабочий относительно свободен, общество его защищает, но не от эксплуатации, наемного рабства и безработицы. Рабочий принадлежит обществу, поскольку он уплачивает налоги и соблюдает законы. Если он нарушит закон, то общество имеет право его наказать, вплоть до смертной казни. Однако большие социальная защищенность и социальная справедливость приводят к тому, что производительность труда рабочего выше, чем крепостного. Это и определило победу капитализма над феодализмом. Развитие производительных сил при капитализме приводит к появлению пролетариата, его росту и обнищанию, накоплению прибавочного труда у класса эксплуататоров, к обострению из-за этого основного противоречия капитализма и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Результатом этой борьбы могут быть либо вынужденные частичные уступки эксплуататорского класса трудящимся при сохранении наемного рабства (тогда дальнейшее развитие капитализма будет эволюционным), либо происходит социалистическая революция, которая приводит к установлению власти трудящихся и к социализму.

Источник: Политический словарь

Значение слова «капитализм» в словарях

— а) В комфортном мифе традиционализма, псевдосинкретизма один из наиболее распространенных символов мирового зла, общества господства кривды, противоположность социализму — царству Правды. В основе представления о К. лежит образ сельского мироеда, раздувшегося до масштабов земного шара. При К. абсолютная власть якобы принадлежит кучке оборотней, превращающих все, включая людей, в деньги и ловко маскирующих свою власть за спиной марионеток из правительства "демократической" говорильней. Реальное улучшение при К. невозможно. Возможна лишь его видимость, где материальные блага покупаются ценой духовного опустошения, продажей души желтому дьяволу. Реальные изменения возможны лишь в результате отпадения от К., что означает одновременно приобщение к Правде, к партии нового типа, решимость на революцию. б) Начальная форма либеральной цивилизации, возникшая на основе развитого утилитаризма, либеральных ценностей, диалога, культурной ориентации на развитие медиации. Победа К. автоматически не кладет конец стремлению традиционализма вернуться к древним формам жизни посредством инверсии, антимедиации, либо задержаться на его относительно ранних этапах (фашизм). К. присущи сложные противоречия, связанные с развитием принципиально новых социальных интеграторов, соответствующих бурному развитию разнообразия, что порождало значительные несоответствия между развитием локальных центров и обществом, недостаточную способность трудящихся организованно защищать свои интересы и т. д., борьбу рынка со сложившимися социальными структурами, противостоящими стремлению к экономической эффективности. Название К. связано с появлением и развитием капитала, т. е. способности подчинять ресурсы, социальные отношения получению экономического и социального эффекта. К. связан с таким этапом этой способности, когда человек выступал как один из ресурсов, как предмет манипулирования. Развитие зрелых форм либеральной цивилизации по сути есть процесс постоянного освобождения человека от внешней зависимости, от своей значимости как ресурса для внешней этому человеку цели, как самоценности. Впервые в истории человечества развилось общество, которое оказалось способным возвести диалог в высший принцип своего существования и на этой основе разрешать конфликты. Возникла система, которую академик А. Сахаров назвал "капитализмом с человеческим лицом". Она разрешила проблему производства и выставила на первый план проблемы целей, человеческих отношений, прав человека. Она продолжает организованную революцию, формируя информационное общество. в) Для развития К. в России характерен внутренний раскол. С одной стороны, он не вышел за рамки примитивных форм, вырастающих из патриархального и полупатриархального уклада, связанного прежде всего с личным трудом и непосредственно торговлей. С другой стороны, возникали гигантские монополии, которые формировались под защитой синкретического государства, ограждающего их от рынка. Собственно К. в западном смысле этого слова, т. е. оторвавшийся от патриархальной базы и независимый от государства, как всякий элемент срединной культуры, представлял собой в России проблематичное явление. Оно столь же непохоже на западный капитализм, как русская община на западное фермерство. Паталогический псевдокапитализм, отягощенный недостатком капиталов, умудрился сочетать неспособность развития К. со всеми его пороками, возведенными в квадрат, вызвал мощное дискомфортное состояние, взорвавшее общество.

Источник: Философский словарь

Бизнес словарь

Капитализм

экономическая система свободного предпринимательства и открытой конкуренции, при которой собственностью владеют и управляют частные лица, труд покупается за заработную плату, а распределение ресурсов происходит при помощи механизма свободных цен. Есть К. свободной конкуренции и мононополистический К.

Большой Энциклопедический Словарь

Капитализм

тип общества, основан на частной собственности и рыночнойэкономике. В различных течениях общественной мысли определяется каксистема свободного предпринимательства, этап развития индустриальногообщества, а современная ступень капитализма — как "смешанная экономика","постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; вмарксизме капитализм — общественно-экономическая формация, основанная начастной собственности на средства производства и эксплуатации капиталомнаемного труда. возник в городах Италии (торговля) иНидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в Европе с 16 в. впроцессе т. н. первоначального накопления капитала. В результатепромышленного переворота было создано крупное машинное производство. Вусловиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждаетпредпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал исовершенствовать производство. Это способствует динамичному развитиюпроизводительных сил, науки и техники. В кон. 19 — нач. 20 вв. в развитыхстранах Запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации,важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренциядополняется механизмами государственного регулирования экономики.Складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупнымисобственниками и работниками наемного труда значительное место занимаетсредний класс собственников. Современные формы капитализма включают:краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное(макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые ирегиональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательныйхарактер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенноерегулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационннаяполитика). Постепенно утвердившаяся во многих странахсоциально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократияобеспечили во 2-й пол. 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения,смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма ихразрешения. С ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилениемтранснациональных корпораций получают развитие региональная и мироваяэкономическая интерграция, межгосударственное регулирование экономики. Этонашло отражение в возникновении специальных организаций: Организацииэкономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда,Международного банка реконструкции и развития, Европейских сообществ и др.

Исторический словарь

Капитализм

— общественный строй, экономическая формация, основанная на частной собственности и использовании буржуазией наемного труда рабочих. По мнению идеологов либерального направления, сменился индустриальным и постиндустриальным обществом, впитавшим в себя достижения и преимущества социализма. По мнению марксистов неминуемо сменится социализмом как первой фазой коммунистического общества без эксплуатации человека человеком. События начала 90-х гг. XX в. привели к распаду мирового социалистического содружества, большинство стран Восточной Европы и часть бывших советских республик встали на путь К. развития.

Политический словарь

Капитализм

( лат. capitalis главный) — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Социологический словарь

Капитализм

— англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время  характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило,  считаются: частная собственность на средства производства,  конкуренция,  стремление  к максимализации прибыли как движущей силы экон. процессов, свободный рынок,  наемный труд  большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме  — обществ.-экон. формация,  основанная на частной собственности на средства производства  и эксплуатации наемного труда  капиталом. К. характеризуется господством  товарно-денежных отношений, наличием развитого обществ, разделения труда, ростом обобществления производства, превращением рабочей силы в товар. 

Экономический словарь

Капитализм

экономическая система свободного предпринимательства и открытой конкуренции, при которой собственностью владеют и управляют частные лица, труд покупается за заработную плату, а распределение ресурсов происходит при помощи механизма свободных цен. Есть К. свободной конкуренции и мононополистический К.

Философский словарь

Капитализм

— способ общественного устройства, утвердившийся в странах Зап. Европы в 17 в. и позднее распространившийся на Сев. Америку и др. регионы. Понятие “К.” является одновременно неясным и неточным: его содержание довольно расплывчато; класс стран, которые без колебаний можно назвать капиталистическими, не имеет четко очерченной границы. Кроме того, данное понятие относится к т.н. оценочным, или “хвалебным”, словам: его употребление, как и употребление таких понятий, как “социализм”, “справедливость”, “консерватизм” и т.п., почти всегда связано с явной или неявной, позитивной или негативной оценкой. Не случайно слово “К.”, как замечает историк Ф. Бродель, заставляет всякий раз вздрагивать при своем произнесении. Сам термин “К.” “появился в своей законченной и ярко выраженной форме, лишь в нач. 20 в. Бесспорно, что на всю его сущность наложило отпечаток время его подлинного рождения в период 1400— 1800” (Бродель). В развитии капиталистического общества отчетливо выделяются три периода: предкапитализм (14— 17 вв.); индустриальный капитализм (17—20 вв.); постиндустриальный капитализм (со втор. пол. 20 в.). В период предкапитализма рыночная экономика еще не была естественным порядком вещей. К. не являлся устойчивым, и можно предположить, что на смену средневековой форме коллективизма еще могла, вместо индивидуалистического капиталистического общества, прийти новая, уже не феодальная форма коллективизма (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Скорее всего, это был бы тот полурелигиозный социализм, о котором мечтали Т. Мюнцер и др. и который И.Р. Ша-фаревич называет “социализмом ересей”. К. создал не только новый тип экономики, но и новый образ жизни и новый тип мышления. М. Вебер полагал, что это произошло с появлением протестантизма, т.е. К. возник не раньше 16 в.; В. Зомбарт относил его начало к Флоренции 15 в.; О. Кокс выска- зывался даже в пользу Венеции 11 в. Расхождения в датировках возникновения К. связаны, с одной стороны, с распространенным представлением о средневековом обществе как аграрном, а не аграрно-промыш-ленном и, с другой — с пониманием К. как того открытия земли обетованной для экономики, которое явилось завершающим этапом исторического прогресса. Теперь мутации К. представляются очевидными, и он не кажется ни последним словом исторической эволюции, ни “столбовой дорогой” всего человечества. На ранних этапах своего развития К. оказал огромное влияние на повышение производительности труда и увеличил промышленное производство до невиданных ранее размеров. В 19 в. К. достиг всей полноты власти. Сформировался образ примерного предпринимателя — создателя общественного блага, олицетворения здоровых буржуазных нравов, труда и бережливости, а вскоре и распространителя цивилизации и благосостояния среди колонизированных народов. Этот образ продержался, впрочем, недолго. В кон. 19 — нач. 20 в. К. стал испытывать определенные трудности, связанные с массовым отчуждением рабочих и др. социальных групп. Капиталисты обладали огромной властью, трудящиеся — минимальной, наименее обеспеченные слои общества были бесправны и испытывали колоссальные лишения. В дальнейшем четыре процесса стабилизировали и укрепили К.: рост профсоюзов; постепенное развитие идеи гос-ва всеобщего благосостояния; принятие гос-вом на себя ответственности за уровень производства; исчезновение старомодного капиталиста, на смену которому пришел менеджер, корпоративный бюрократ. Постепенная трансформация К. привела к тому, что на смену классическому К., опиравшемуся на не знающую особых ограничений частную собственность и избегавшему вмешательства гос-ва в экономическую жизнь, пришел посткапитализм, или неклассический К. Посткапитализм является принципиально иным К. не только в сравнении со временем создания “Философии истории” Г.В.Ф. Гегеля (нач. 19 в.), но и со временем написания “Капитала” К. Маркса (кон. 19 в.). У Гегеля еще имелись известные основания не считаться с формирующимся благодаря капитализму мировым сообществом и уверять, что мораль — это что-то для повседневного обихода, но не для высокой государственной политики и что из борющихся между собою гос-в то является правым, которое обладает большей силой и способно подчинить себе др. гос-ва. Критика Марксом ужасов капиталистической эксплуатации была по преимуществу справедливой. Во многом оправданным являлось и противопоставление им бесправного и нищего пролетария богатому и благополучному буржуа. Маркс ошибался, однако, в главном. Период становления К., когда тот был еще нестабилен и жесток в борьбе за свое существование, Маркс оценивал как время несомненного заката этого спосо- ба общественного устройства, как канун пролетарской революции. В настоящий период К., которому еще сто лет назад марксизмом был поставлен смертельный диагноз, демонстрирует свои глубинные потенции, оставшиеся незамеченными ни Марксом, ни его последователями кон. 19 — нач. 20 в. “Очевидно, что современное общество, — пишет неомарксист Г. Маркузе, — обладает способностью сдерживать качественные социальные перемены, вследствие которых могли бы утвердиться существенно новые институты, новое направление продуктивного процесса и новые формы человеческого существования. В этой способности, вероятно, в наибольшей степени заключается исключительное достижение развитого индустриального общества”. Современное капиталистическое общество является чрезвычайно сложной и динамичной социальной системой. Самым общим образом его можно охарактеризовать как общество, имеющее следующие черты: оно возникает спонтанно и не воплощает никакого предварительного замысла, не имеет глобальной, обязательной для всех его членов цели; оно не контролирует из единого центра все стороны своей жизни; координация достигается в нем не за счет подчинения некоей общей цели и единому центру, а путем соблюдения универсальных правил поведения; экономической основой общества является частная собственность и частное предпринимательство, децентрализованная рыночная система и конкуренция; индивиды автономны и располагают защищаемой законом сферой частной жизни, в пределах которой они вправе принимать любые решения на свой собственный страх и риск; индивиды обладают безусловными и неотчуждаемыми правами и свободами, в числе которых свобода мысли и свобода слова, свобода создания ассоциаций и организаций, свобода совести, свобода передвижения, свобода выбора страны проживания и др.; общество является многопартийным, причем политические партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий; представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением; законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти четко отделены друг от Друга. Центральными в общем описании К. являются, т.о., понятия: гражданское общество, правовое гос-во, многопартийность, демократия, принцип разделения властей, частная собственность, рынок, права человека и др. Устойчивость современного К. обеспечивается переплетением достаточно большого числа разнородных факторов. Среди них особую значимость имеют следующие особенности капиталистического общества. Материальная и духовная его культура находится и будет, судя по всему, в обозримом будущем находиться в динамическом равновесии. Устойчивому развитию материального производства соответствуют достаточно гибкие социальные отношения, основу которых составляют автономная личность и устоявшееся гражданское общество. Капиталистическое гос-во во многом научилось взаимодействовать с гражданским обществом и ограничивать свое вмешательство в экономику минимально необходимой степенью. Образовалось мировое сообщество развитых капиталистических стран, приходящих на помощь друг другу в случае локальных и региональных кризисов. Во многом сгладилась резкость противостояния буржуазии и пролетариата, столь существенно влиявшая на устойчивость К. еще в 1920—1930-е гг. Сформировался достаточно широкий и стабильный средний класс, не склонный искать решительных социальных перемен и рисковать своим обеспеченным настоящим ради заманчивого, но неопределенного будущего. Сформировалась и устоялась идеология потребления как особого стиля жизни, в принципе доступного почти всем слоям населения; капиталистическому материальному производству удается предоставлять те товары и услуги, которые необходимы для поддержания этой идеологии. Буржуазная идеология проникла в др. слои общества, изменяя и вытесняя их собственные ценности, что создает иллюзию растворения современной буржуазии в нации в целом. Вмешательство гос-ва в экономику позволяет предотвращать резкий и опасный разрыв между наиболее обеспеченными “верхами” и наименее обеспеченными “низами”. Нет ясной исторической перспективы, ради которой стоило бы рискнуть отказаться от той “капиталистической несвободы”, которую Маркузе называет “комфортабельной, покойной, умеренной, демократической”; сверх того, попытки современного коллективистического (национал-социалистического и коммунистического) переустройства общества наглядно показали, что намерение в ближайшем же будущем создать “рай на земле” неминуемо ведет к тоталитарному аду. Длительная устойчивость К. в развитых странах, отсутствие острых, неотложных проблем, в которых он все более запутывался бы, шли параллельно с растущим ослаблением коммунизма. Эти процессы привели к тому, что в капиталистических странах исчезли как “революционные партии”, так и “революционные классы”, стремящиеся освободить себя, чтобы освободить и общество в целом. Еще в нач. 20 в. К. представлялся общественным устройством, установившимся на долгие века, если не навсегда. М. Вебер, Зомбарт и др. писали о К. так, как если бы ему предстояло существовать неограниченно долго. Однако уже в конце Первой мировой войны, неожиданно обнажившей многие скрытые пороки капиталистического общества, К. обнаружил свою исто- ричность и даже известную хрупкость. Октябрьская революция 1917 в России и затем формирование “мирового лагеря социализма” показали, что капиталистическое устройство общества так же преходяще, как и всякое иное его устройство. Главное направление тех внутренних трансформаций, которые претерпел К. в 20 в. — это внедрение в его жизнь таких начал, которые с наибольшей резкостью и выразительностью проявляются в жизни коллективистического общества и в индустриальную эпоху доводятся последним до крайностей тоталитаризма. Постепенное преобразование К. можно назвать его умерением. Дикий, мало чем ограниченный К. 17—19 вв. являлся крайне индивидуалистическим обществом. Современный К. находится на пути к умеренному индивидуализму. Процессы, происходящие в посткапиталистическом обществе и ведущие от крайнего индивидуализма к умеренному, включают, в частности: усиление роли гос-ва в регулировании экономической жизни; постепенное, хотя и весьма сдержанное ограничение права собственности; последовательное и жесткое ограничение монополий; появление элементов плюрализма форм собственности; расширение мер по социальной защищенности тех, кто нуждается в ней; усиление внимания к здоровью населения, к проблемам страхования, к жилищным условиям; растущую заботу о сохранении окружающей среды; повышение уровня социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения; удержание в определенных пределах разницы между доходами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоев; выравнивание стартовых возможностей представителей разных групп населения; активизацию взаимосвязей гос-ва и гражданского общества; постепенное ослабление роли политических партий с одновременным ростом влияния бюрократии; растущее сближение развитых капиталистических стран, образование своеобразного “капиталистического интернационала” и др. “Умерение” К. означает снижение остроты борьбы за существование в капиталистическом обществе, уменьшение доли тяжелого и монотонного труда, постепенное сближение сферы труда и сферы досуга, живущих пока что по разным законам, определенное потускнение идеалов общества потребления, заметный рост общих, коллективных ценностей и верований и т.д. О Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М., 1986. Т. 1—2; Гэлбрейт Д.К., Меньшиков СМ. , социализм, сосуществование. М., 1988; Барт Р. Избр. работы. М., 1989; Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991; Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? М., 1991; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. Вып. 1—2; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1—2; Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997; ИвинА.А. Философия истории. М., 1999. А.А. Ивин

Толковый словарь Ожегова

Капитализм

Сменившая собой феодализм общественно-экономическая формация при которой основные средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, эксплуатирующих наемный труд для извлечения прибыли

Юридический словарь

Капитализм

экономическая система, опирающаяся на частную собственность и на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. К. свойственны свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов услуг, товаров к извлечению прибили. К. — социально-экономическая система, тесно связанная с общественно-политической системой страны, а иногда во многом предопределяющая последнюю. В настоящее время К. во многом изменил свой первоначальный облик. Если изначально К. была свойственна жестокая эксплуатациятруда, то современный К. ориентируется на социальные цели, научно-технический прогресс, опирается на достижение заинтересованности работников в труде и результатах труда. Капитал становится фактором не только извлечения прибыли, но и социального прогресса.

Каким бывает «капитализм»?

Капитализм бывает:

  • развитой
  • рыночный
  • бандитский
  • либеральный
  • индустриальный
  • корпоративный
  • промышленный
  • глобальный
  • организованный
  • мировой
Все определения к слову КАПИТАЛИЗМ

Фонетический разбор слова «капитализм»

Звуко-буквенный разбор слова капитализм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «капитализм»

Какими словами можно заменить слово капитализм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову КАПИТАЛИЗМ

Ассоциации к слову «капитализм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово капитализм? В русском языке со словом капитализм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову КАПИТАЛИЗМ

Сочетаемость слова «капитализм»

Как правильно употребляется слово капитализм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американский капитализм
  • английский капитализм
  • бандитский капитализм
Полная таблица сочетаемости слова КАПИТАЛИЗМ

Cлово «капитализм» является ответом на вопросы