Что значит «другой»?

Cлово «другой» означает:

— понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проблематики. Оформление коммуникационной (современной) версии постмодернистской философии осуществляется на базе синтеза идей диалогизма, высказанных в рамках неклассической философии (экзистенциальный психоанализ, современная философская антропология, философская герменевтика, философия католического аджорнаменто и философская концепция языковых игр). — Прежде всего, сюда относятся идеи о так называемом "коммуникативном существовании": "бытие-с" у Хайдеггера, "со-бытие с Д." у Сартра, "бытие-друг-с-другом" у Бинсвангера, "отношение Я — Ты вместо Я — Оно" у Бубера, "преодоление отчаяния благодаря данности Ты" у О.Ф.Больнова, "малый кайрос" как подлинность отношения Я с Ты у П.Тиллиха и т.п. Так, например, в рамках данной постмодернистской программы чрезвычайно актуальное звучание обретает тезис Сартра "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия, Для-себя отсылает к Для-другого", — подлинное бытие "Я" возможно лишь как "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной", т.е. "бытие, которое в своем бытии содержит бытие другого" (Сартр). Столь же созвучной оказывается для коммуникационной стратегии постмодернизма позиция Рикера, полагавшего, что "исходный образец обратимости обнаруживает себя в языке — в контексте интерлокуции. В этом отношении показателен обмен личными местоимениями: когда я говорю другому "ты", он понимает это для себя как "я". Когда же он обращается ко мне во втором лице, я переживаю его для себя как первое. Обратимость затрагивает роли как говорящего, так и слушающего, предполагая — как в отправителе, так и в реципиенте сообщения — способность указать на себя. Но обратимы только сами роли. — Идея незаместимости учитывает личности, которые эти роли играют. И в дискурсивной практике, в отличие от языковой интерлокуции, незаместимость проявляется в фиксированном использовании местоимения "я", его закреплении". Способ бытия есть, по Сартру, "быть увиденным Д.", подобно тому, как механизм конструирования "Я" основан, по Гадамеру, на "опыте Ты", и главное содержание этого опыта есть "свободное перетекание Я в Ты". — Каждый из коммуникативных партнеров не только "является значащим для другого", но и "обусловлен другим", и именно поэтому, по словам Левинаса, "каждый, кто говорит "Я", адресуется к Другому". В такой системе отсчета возможна лишь единственная форма и единственный способ бытия "Я" — это бытие для Д., зеркало которого заменило собою разбитое зеркало прежнего объективного и объектного мира классической культуры. В противоположность классической философской традиции, в рамках которой определенность человеческого сознания задавалась его интенцией отношения к объекту (и даже в противоположность постмодернистской классике, в рамках которой децентрированная субъективность неизменно была погружена в текстологически артикулированную среду: как писал Гадамер, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой"), современная версия постмодернизма определяет сознание посредством фиксации его интенции на отношение к Д. Фигура Д. становится фундаментальной и конститутивной семантической структурой в современных попытках постмодернистской философии реконструировать понятие субъекта. Вектор отношения субъекта к Д., в постмодернистском его видении, — это "метафизическое желание", репрезентированное в грамматическом звательном падеже (Левинас). (В сущности, в данном моменте современная культура вновь воспроизводит в своем философском дискурсе фигуры традиционной восточной натурфилософии: в частности, в постмодернистской концепции Д. могут быть усмотрены аналогии с древнекитайской концепцией спонтанности "цзы-жань", предполагающей самоопределение сущности посредством резонирования с другими (Другими) сущностями того же рода — "лэй". — Отсюда реминисценции постмодернистской философии по поводу традиционной восточной философии: программный "антиэллинизм" Деррида, обращение Кристевой к философии Китая, универсальный интерес постмодернизма к дзен-буддизму и т.п.) Результатом коммуникации выступает вновь обретенное философией постмодернизма "Я" — "Я", найденное, по Делезу, "на дне Д.". Так, по оценке Деррида, "фрагментарный человек" может быть собран только посредством Д. Таким образом, несущей организационно-смысловой фигурой современной версии постмодернистской философии становится фигура субъект-субъектных отношений (коммуникации). Центральная проблема постмодернистской концепции Д. конституируется как проблема подлинности коммуникации: как отмечает Лакан, "как только… ребенок столкнется с Другим, он немедленно теряет свою былую невинность и начинает защищаться от реальности посредством языка". В данном контексте даже в ситуации предельно коммуникативной, а именно — в ситуации отношения к Богу, "человеку нужна ложь, нужен посредник", ибо "не нужно веры, когда есть знание ложного мифа" (Жирар). В этом отношении подлинность субъект-субъектных отношений, позволяющая идентифицировать их как коммуникативные, может быть зафиксирована по такому критерию, как их неопосредованность. Максимальная степень последней возможна именно в отношении к Богу, ибо "христианский посредник сам себя устраняет" (Жирар), однако Бог не может рассматриваться как Д. в полном смысле этого слова, поскольку, выступая в качестве коммуникативного партнера для субъективного Я, Бог, тем не менее, не конституируется в качестве Д.: "Бог — не . Это — Бог" (Р.Гвардини).

Источник: Философский словарь

Значение слова «другой» в словарях

1. В наиболее общем смысле – все и всё, кроме самого человека. В сущности, это значение охватывает полный набор событий, стимулов, людей и т.д., которые составляют психологическое окружение. 2. Более специальное значение – другой человек. 3. Наиболее специальное значение – термин Г.Х. Мида, используемый во множественном числе для собирательного обозначения значимых других в чьей-то жизни.

Источник: Психологический словарь

Социологический словарь

Другой

— понятие,  посредством к-рого описываются взаимодействия индивидов. Существует два вида Д. Они различаются между собой в зависимости от того, какого рода знанием  обладают люди о тех, с кем они взаимодействуют. Первый вид Д. — "значимый Д." — тот, о ком располагают каким-то вполне определенным знанием. Второй вид — "обобщенный Д." — некий абстрактный соц. статус  и связанная с ним роль.  Соц. взаимодействия основаны на обоих видах Д. Люди обычно знают что-то определенное о тех, с кем они часто общаются, но в большинстве случаев знание о других индивидах, при взаимодействии с ними, является следствием понимания соц. ситуации (см. Ситуации определение) .

Философский словарь

Другой

Франц. AUTRE. Основополагающий концепт современного европейского принципа самоосознания. Вне понятия другого как составной и неотъемлемой части своей собственной идентичности сегодня невозможно ни одно серьезное размышление философского характера. Одна из последних книг одного из самых серьезных философов, занимающихся проблемой субъекта, Поля Рикера называется «Я сам как другой» (Ricoeur:1990) — перевод, очевидно не самый удачный, тем более что философ неоднократно подчеркивает: «сказать сам не значит сказать я»(dire soi n&est pas dire je), но им пришлось воспользоваться за неимением лучшего. Проблема «другого» — одна из наиболее древних в европейской философии и медитативном эстетическом сознании. Если оставаться в рамках Новейшего времени, то уже символисты задумывались над тем фактом, что язык как общее средство общения, доступное любому профанному знанию, выступал в качестве овеществленного другого по отношению к их поискам невидимого и неслышимого Царства красоты, о котором они грезили. У них возникало ощущение, что язык как бы говорит через них, помимо их воли. Отсюда знаменитое высказывание А. Рембо «Je est un autre» с явным нарушением правил французской грамматики: «Я есть другое». Так думали многие символисты, например, Жюль Лафорг, утверждавший, что нас «некто мечтает», или П. Верлен с его «нас думает». Все это были первые признаки того кардинального пересмотра своего Я, традиционно рассматривавшегося как некая целостность, породившие потом обширную философскую литературу. Можно вспомнить М. Бубера с его стремлением отказаться от индивидуального сознания Я и решить проблему через вечный диалог Я и Ты, в котором раскрывается существующая в человеке изначальная «другость». Аналогично развивалась и диалогическая концепция с М. Бахтина с его постоянной проблемой «я — другой». Разумеется, самой кардинальной попыткой решительного пересмотра традиционного представления о структуре личности была теория Фрейда, собственно от которого идет наиболее влиятельная в постструктуралистских и постмодернистских кругах концепция фрагментарного субъекта, «Я» которого всегда является полем битвы импульсов биологического по своей природе бессознательного с осуществляющим цензуру Супер-эго. Можно сказать, что практически все философские течения XX века отдали дань фрейдовской интерпретации концепции личности, но в рамках собственно того, что мы можем назвать постмодернистской философией, наиболее влиятельными оказались интерпретации Лакана. И хотя, возможно, теории Дерриды, Фуко, Делеза и Кристевой были более глубоко проработаны и тщательнее аргументированы, лакановская версия в силу различных причин — благодаря ли своей доступности и агрессивности критики или потому, что он был одним из самых первых постмодернистов, активно работавших в этой сфере, — была усвоена в более широких масштабах. Лакан прежде всего критиковал теории Эриха Фромма и Карен Хорни за отстаивании ими тезиса о стабильности эго. С его точки зрения — это чистейшая иллюзия, поскольку человек в его представлении не имеет фиксированного ряда характеристик. Лакан утверждал, что человек никогда не тождествен какому-либо своему атрибуту, его «Я» никогда не может быть определимо, поскольку оно всегда в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через Другого, через свои отношения к людям. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание другого человека. Это происходит прежде всего потому, что в основе человеческой психики, поведения человека, по Лакану, лежит бессознательное. В одном из своих наиболее цитируемых высказываний он утверждает: «Бессознательное — это дискурс Другого», это «то место, исходя из которого ему (субъекту — И. И.) и может быть задан вопрос о его существовании»(Lacan: 1966, с. 549). Лакан, как известно, сформулировал и теоретически обосновал существование структуры человеческой психики как сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального (психические инстанции). В самом общем плане интересующее здесь нас инстанция Символического представляет собой сферу социальных и культурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, чтобы иметь возможность нормально существовать в данном ему обществе. Главное здесь в том, что когда индивид вступает в царство Символического, то там он обретает в виде отца с его именем и запретами тот «третий терм» первичных, базовых человеческих взаимоотношений, того Другого, который знаменует для него встречу с культурой как социальным, языковым институтом человеческого существования.  

Психологическая энциклопедия

Другой

1. В наиболее общем смысле – все и всё, кроме самого человека. В сущности, это значение охватывает полный набор событий, стимулов, людей и т.д., которые составляют психологическое окружение. 2. Более специальное значение – другой человек. 3. Наиболее специальное значение – термин Г.Х. Мида, используемый во множественном числе для собирательного обозначения значимых других в чьей-то жизни.

Толковый словарь Даля

Другой

арх. другой, следуюший за первым, второй; первой, другой, третий. | Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа? | Такой же точно, вполне сходный. Стар. дружка, товарищ, помощник по должности, службе. А в других был у

Толковый словарь Ожегова

Другой

Кто-то иной, не сам

Википедия

другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я. Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, нетождественен мне и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение.

Большой современный толковый словарь русского языка

I м. разг.

1.Кто-либо, кто-нибудь, кто-то; некто иной I

1., не сам.

2.Кто-либо из ряда перечисляемых или противопоставляемых предметов; иной I

2.. II м. разг.

1.Ни один из названных или из известных.

2.Кто-либо посторонний, чужой. III прил.

1.Не этот, не данный; иной II

1.. отт. Отличный от данного, прежнего.

2.Противоположный ( о стороне, крае и т.п. чего-либо ) . отт. Употребляется при противопоставлении.

3. разг.Второй, следующий. отт. Употребляется при приблизительном указании количества, продолжительности чего-либо.

4. разг.Некий, некоторый. IV мест. разг.Некий, какой-либо, какой-нибудь, какой-то; иной III.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Другой

1. м. разг. Кто-то иной, не сам.

2. м. разг.
1) Ни один из названных или из известных.
2) Кто-л. посторонний, чужой.

3. прил.
1) а) Не этот, не данный. б) Противоположный (о стороне, крае и т.п. чего-л.). в) Употр. при противопоставлении.
2) Отличный от данного, прежнего; иной.
3) а) разг. Второй, следующий. б) Употр. при приблизительном указании количества, продолжительности чего-л.
4) разг. Некий, некоторый.

4. местоим. разг. Некоторый, какой-нибудь, иной.

Морфемный и фонетический разбор слова «другой»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова другой. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «другой»

Какими словами можно заменить слово другой? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДРУГОЙ

Ассоциации к слову «другой» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово другой? В русском языке со словом другой чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДРУГОЙ

Сочетаемость слова «другой»

Как правильно употребляется слово другой? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • в контакт с другом
  • в обнимку с другом
  • враг другом
Полная таблица сочетаемости слова ДРУГОЙ

Предложения со словом «другой»

Примеры употребления слова другой в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

И каждое оскорбление со стороны другого человека может побудить вас к трансформации и извлечению новых уроков.

Джоан Голдсмит, Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий

Если же он хочет ещё и получить удовольствие от прогулки – это уже совсем другое дело.

Андрей Преображенский, Учение дона Хуана. Трактат о привычках

В других местах человеку пришлось менять образ жизни, перестраивать свой быт.

Валерий Шамбаров, Выбор веры. Войны языческой Руси

Население в Таганроге было смешанное. В основе лежали все виды перехода от грека к русскому. В сущности, таганрогские и мариупольские греки — это последние остатки загадочных готов, полторы тысячи лет тому назад проживавших в Крыму, а потом в восемнадцатом веке переведенных на Азовское море. Раньше они грецизировалась, а теперь русели. По бумагам, например, Ликиардопуло, а по-уличному Лонцов. Есть даже и третье прозвище, совсем бесцеремонное: «Свиняча Шия», оттого, что отец или дядя некогда стащил на базаре с воза указанную часть свиной туши. Или другой Попандопуло, он же Макитра, и с виду, действительно, похож на макитру — огромный горшок. Попробуйте спеть этакому двуединому типу, как мы, мальчишки, когда-то певали:: Грек пендос,: На паре колес: Соленый нос,: Воды не довёз, —непременно погонится с камнем: «Какой я вам грек!».

Пиндос

Все предложения и цитаты со словом ДРУГОЙ

Cлово «другой» является ответом на вопросы