Что значит «добродетель»?

Cлово «добродетель» означает:

-доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «добродетель» в словарях

(греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ, virtue) — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Д. является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, Д. выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить какявлен-ность морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Она 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, “души”) человека; 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий Д. наиболее значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и И. Канта. Аристотель связывает Д. со счастьем, видя в ней и путь к счастью и существенную часть самого счастья. Понимая Д. как наилучшее, совершенное состояние души, Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: “Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает”. Д. и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора: “Установленных правил нет в поступках и действиях”. ные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. ный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. Кант развивает свое учение о Д. в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции суще- ственны следующие моменты: Д. сопрягается с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; Д. нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь Д. со счастьем и подчиняет ее долгу. Аристотель и Кант своими подходами к Д. обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область нормативных систем (прежде всего права). От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Рассудительность — свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. (стоики считали ее единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская Д., способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был дополнен теологическими (богословскими) Д. веры, надежды и любви, заимствованными у ап. Павла (1 Кор. 13: 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог Д. был, с одной стороны, расширен, а с другой — смещен из центра на периферию нравственной жизни; сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. А.А. Гусейнов

Источник: Философский словарь

Философский словарь

Добродетель

(греч. arete, лат. virtus) — способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно — в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Переход от жизни импульсивно мотивированной к жизни добродетельной описывается по-разному: 1) чаще всего как результат воспитания и самовоспитания; 2) у Сократа и стоиков как "второе рождение" с помощью философии; 3) в христианстве как результат благодати, помогающей неустойчивой воле человека последовательно совершать добро. Основные добродетели в древнегреческой философии: мудрость (свойственная философски зрелому разуму), благоразумие (практический ум), мужество, сдержанность и справедливость. Помимо названных и ряда других близких к ним добродетелей (честность, доблесть, рассудительность и пр.) Фома Аквинский вводит т.н. "богословские добродетели", имеющие благодатный характер, — веру, надежду и любовь. Иногда к последним добавляют благодатную мудрость.

Толковый словарь Ожегова

Добродетель

Положительное нравственное качество, высокая нравственность

Википедия

Добродетель

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.Положительное нравственное качество человека. Ant:порок

2.Высокая нравственность, моральная чистота. II м.Добродетельный, высоконравственный человек. III ж. устар.Доброе дело; благодеяние.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Добродетель

ж.
1) а) Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). б) Высокая нравственность, моральная чистота.
2) устар. Доброе дело, благодеяние.

Каким бывает «добродетель»?

Добродетель бывает:

  • ходячая
  • показная
  • христианская
  • совершенная
  • истинная
  • гражданская
  • редкая
  • женская
  • подлинная
  • главная
Все определения к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Фонетический разбор слова «добродетель»

Звуко-буквенный разбор слова добродетель. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «добродетель»

Какими словами можно заменить слово добродетель? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Ассоциации к слову «добродетель» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово добродетель? В русском языке со словом добродетель чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ

Сочетаемость слова «добродетель»

Как правильно употребляется слово добродетель? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • большая добродетель
  • великая добродетель
  • величайшая добродетель
  • воплощённая добродетель
  • всевозможные добродетели
  • всяческие добродетели
  • высокие добродетели
  • высшая добродетель
  • главная добродетель
  • гражданские добродетели
Полная таблица сочетаемости слова ДОБРОДЕТЕЛЬ

Предложения со словом «добродетель»

Примеры употребления слова добродетель в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Одной из главных добродетелей человека считается возделывание земли.

В. Д. Карамазов, Всеобщая история религий мира

По мере духовного возрастания рассудительный человек приобретает две высшие добродетели духа – проницательность и прозрение.

Георгиос Крусталакис, Улыбающийся святой. Жизнь и чудеса старца Порфирия Кавсокаливита

Они возвели на высшую ступень героизма военную доблесть – основную человеческую добродетель, до настоящего времени являющуюся оплотом всякого общественного строя.

Екатерина Монусова, История рыцарства. Самые знаменитые битвы

Праздность, богатство и слава. Как сирены, подстерегают они гения, и всякий раз набрасываются на главную его добродетель — трудолюбие.

Визит к Минотавру (фильм)

Все предложения и цитаты со словом ДОБРОДЕТЕЛЬ

Cлово «добродетель» является ответом на вопросы