Что значит «гуманизм»?

Cлово «гуманизм» означает:

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) — идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

Источник: Политический словарь

Значение слова «гуманизм» в словарях

(от лат. humanus — человеческий) — англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология  и практика,  основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека  как высшую ценность.  2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание  на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как "меру всех вещей".

Источник: Социологический словарь

Философский словарь

Гуманизм

(лат. humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Ф.Петрарку, Дж.Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л.Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Ж.Бодена, Монтеня, Ф.Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, У.фон Гуттена и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гёте, Лессинг, Гердер, Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировало проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае — методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, — это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека" (см. Сверхчеловек).

Большой Энциклопедический Словарь

Гуманизм

(от лат. humanus — человеческий — человечный), признание ценностичеловека как личности, его права на свободное развитие и проявление своихспособностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественныхотношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения,противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано сизучением вновь открытых произведений классической древности.

Исторический словарь

Гуманизм

признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, рассмотрение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Политический словарь

Гуманизм

— совокупность взглядов, идей в основе которых лежит убеждение о высоком признании человека, ценности личности, ее праве на свободу.

Психологический словарь

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) — идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

Социологический словарь

Гуманизм

(humanism) — 1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала  человечества и ценности  субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого Маркса (включая интерес  к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы. "  в философии и социальных науках  был главной мишенью структурализма  и постструктурализма,  провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический марксизм  является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его "Капитал"  (см. Альтюссер) . См. также Ницше.

Психологическая энциклопедия

Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) — идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

Толковый словарь Ожегова

Гуманизм

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Каким бывает «гуманизм»?

Гуманизм бывает:

  • абстрактный
  • пролетарский
  • излишний
  • буржуазный
  • социалистический
  • христианский
  • подлинный
  • европейский
  • светский
  • ложный
Все определения к слову ГУМАНИЗМ

Фонетический разбор слова «гуманизм»

Звуко-буквенный разбор слова гуманизм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «гуманизм»

Какими словами можно заменить слово гуманизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГУМАНИЗМ

Ассоциации к слову «гуманизм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово гуманизм? В русском языке со словом гуманизм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ГУМАНИЗМ

Сочетаемость слова «гуманизм»

Как правильно употребляется слово гуманизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • абстрактный гуманизм
  • атеистический гуманизм
  • больший гуманизм
  • высокий гуманизм
  • высший гуманизм
  • деятельный гуманизм
  • европейский гуманизм
  • излишний гуманизм
  • истинный гуманизм
  • итальянский гуманизм
Полная таблица сочетаемости слова ГУМАНИЗМ

Cлово «гуманизм» является ответом на вопросы