Что значит «грамотность»?

Cлово «грамотность» означает:

определенная степень владения навыками чтения, письма всоответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно кхарактеристике населения — один из базовых показателей егосоциально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотностиисторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественныхтребований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать,считать — к владению некоторым комплексом различных общественнонеобходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвоватьв социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «грамотность» в словарях

умение читать и писать; органично входила в образ жизни крестьянства. Разнообразны были пути проникновения книжной культуры в народную среду: сохранение в семьях старинных рукописных и первопечатных книг (преимущественно духовных); использование церковных и школьных библиотек и личных библиотек священника и учителя; покупка лубочных и др. изданий у офеней-разносчиков; привоз книг из городов отходниками; подписка и др. От XVIII-XIX вв. дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьянства. Так, многие челобитные были написаны собственноручно крестьянами; немало личных подписей крестьян встречается в подворных и подушных переписях, в "повальных обысках" (так назывался сплошной опрос при расследовании); не редкость — крестьянская деловая и частная переписка, найденная в документации учреждений и личных фондах; важным показателем умения читать и писать и владения книгами служат пометы на полях разного рода изданий и рукописных сборников; встречаются прямые указания на переписывание крестьянами сборников, молитвословов, лечебников, травников и пр.; наконец, часто устанавливается и авторство догматических, полемических, стихотворных и др. сочинений крестьян. Статистические данные о грамотности крестьян далеки от реальной картины: по данным Всероссийской переписи 1897 грамотных крестьян в Европейской России было 22,9% (мужчины — 31,4%, женщины — 5,7%). Занижение показателей при официальном учете происходило по трем основным причинам: 1. Часть крестьян предпочитала скрывать свою грамотность, чтобы не нести ответственности за подписываемые документы или нарушаемые указы и пр. (старообрядцы — из религиозных соображений). 2. Принято было обучать прежде всего чтению, а потом — письму; некоторые умели только читать. В материалах опросов, например, встречаются такие утверждения: "Грамоте читать знаю, а писать скорописью не умею и тому не учивался". Отражают ли подобные утверждения реальный уровень или лишь нежелание давать письменные показания или подпись, в любом случае они свидетельствуют о том, что среди крестьян, отказывающихся писать, были читающие. 3. Определенная доля крестьян умела читать по-церковнославянски и реализовала этот навык в чтении духовной литературы; т.н. гражданской грамоты они не знали и заявляли себя неграмотными, хотя их можно было застать за чтением объемной старопечатной книги. В течение XIX в. число общественных и частных учебных заведений в сельской местности заметно нарастает (церковноприходские, земские и помещичьи школы, волостные училища), тем не менее и после реформы их было недостаточно. Основной формой обучения крестьянских детей грамоте были т.н. вольные, или домашние, временные школы, организуемые самими крестьянами. Обучали в них "бродячие" учителя, переходившие из деревни в деревню, отставные солдаты, грамотные крестьяне, заштатные церковнослужители и др. Вольные (стихийные) школы отличались особенной гибкостью, приспособленностью к местным условиям, к составу детей и запросам родителей, к обстоятельствам жизни учителя. Крестьяне любили эти школы и нередко предпочитали их официальным, даже если последние были бесплатными. Повсеместно крестьянские общины или отдельные группы крестьян, дети которых достигли подходящего возраста, нанимали учителя и предоставляли поочередно помещение для занятий либо снимали совместно избу для такой школы. По сведениям губернских статистических комитетов, С.-Петербургского комитета грамотности и др. источникам, вольные школы были распространены во всех губерниях. Срок обучения продолжался 3-4 месяца или более, по договоренности. Азбуки и буквари, Псалтыри и Часовники бытовали в крестьянских семьях и использовались для обучения. Заниматься начинали после совместной молитвы. В вольных школах изучали сначала церковнославянскую азбуку, затем переходили к чтению по Часослову, Святцам, Псалтырю. Только после этого приступали к гражданской азбуке. Земство, открывшее для себя существование множества стихийных временных школок, заявило о невозможности их сосчитать, и стало успешно перенимать их опыт, организуя в 1880-х передвижные школы в мелких населенных пунктах. В них учили чтению, письму, элементарному счету и основным молитвам. Школа оставалась на одном месте, пока дети не осваивали намеченную программу, обычно три-четыре месяца. Круг чтения крестьянства привлек особенно активное внимание общественности России во 2-й пол. 1880-х-90-х. Корреспондент из Алексеевской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. писал в этнографическое бюро кн. Тенишева, что духовная литература — "любимое чтение огромного большинства крестьян". Особенно предпочитали ее "пожилые и среднего возраста крестьяне и крестьянки, серьезно относящиеся к чтению". Сведения о чтении крестьян из разных районов страны дают сходную в основных чертах картину. На первом месте идут Священное Писание (Библия в целом, Евангелие, Псалтырь), поминальные, заздравные и заупокойные молитвенники, Святцы (простые и с тропарями и кондаками); творения святых отцов — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского; Жития святых (более ста имен); сочинения и наставления на религиозно-нравственные темы — "Жизнь Иисуса Христа", "Жизнь Божией Матери", "Понятие о Церкви Христовой и объяснения семи церковных таинств", "Поучение как стоять в церкви", "О грехе и вреде пьянстве", "Благочестивые размышления" и др. Вторую группу (по уровню спроса в покупке и распространенности в домах крестьян) составляли азбуки, буквари, самоучители разного рода, прописи. Третью — басни, разные виды художественной литературы (больше всего — на исторические темы) и сказки. При чтении религиозно-нравственных книг и взрослых и детей интересовали, по мнению А.В. Балова, "главным образом, чудеса, подвиги и строгость жизни различных святых и деятельность их на пользу ближних". В Великий пост иные большаки запрещали в своей семье чтение светских книг, читали только "божественное". Существенное дополнение в круге чтения духовной литературы составляли рукописи. В их числе в домах крестьян встречались и очень древние. Сборники старинных сочинений духовно-нравственного, исторического, богословско-полемического содержания при переписывании составлялись по-новому, пополнялись новыми текстами. Традиция переписывания духовных текстов сохранялась и ныне сохраняется не только у старообрядцев, которые не хотели пользоваться печатной литературой "никониан", но в русском народе в целом. Переписать своей рукою молитвы, каноны, акафисты, назидания старцев и др. считается делом душеспасительным. Часто встречались также рукописные травники и лечебники. Среди светской литературы корреспонденты выделяли произведения А.С. Пушкина, крестьяне читали их очень охотно. Особенной популярностью пользовались повести; более других были любимы "Капитанская дочка" и "Дубровский". "Встречаются крестьяне, — отмечал А.В. Балов, — которые очень живо обрисовывают Гринева, Пугачева". Из прозы Пушкина очень популярны были также "История Пугачевского бунта" и сказки. "Сказки Пушкина знают даже безграмотные старухи". Из поэтических произведений больше знали "Полтаву" и многочисленные стихотворения, ставшие народными песнями: "Буря мглою", "Сквозь волнистые туманы", "Под вечер осенью ненастной в пустынных дева шла местах", "Утопленник", "Черная шаль", "Талисман", "Бесы" и мн. др. У отдельных крестьян встречалось Полное собрание сочинений Пушкина. Из книг на исторические темы пользовались спросом лубочные издания: "Как жили-были наши предки славяне", "Дмитрий Иванович Донской", "Иоанн Калита", "Гибель Кучума, последнего сибирского царя", "Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири", "Великий князь Василий Темный и Шемякин суд", "Пан Сапега, или 16-месячная осада Троицкой лавры", "Избрание на царство Михаила Федоровича Романова и подвиг крестьянина Ивана Сусанина", "Иван Мазепа — гетман малороссийский", "Москва — сердце России", "Карс — турецкая крепость и взятие ее штурмом русскими войсками", "Михаил Дмитриевич Скобелев 2-й", "Очерк 1812 года" и мн. др. Рассказанные занимательно и проиллюстрированные яркими картинками события запоминались; полученные сведения накладывались на устную традицию исторических песен и сказаний, обогащали и укрепляли историческое сознание народа. Читали крестьяне и научно-популярную литературу по медицине, о животных, сельскохозяйственную и пр. Во Владимирской губ., например, в каждое волостное правление приходило по 20-50 экземпляров "Сельского вестника". Информаторы из разных мест единодушно свидетельствовали о том, что "интерес к чтению силен как среди грамотных, так и среди неграмотных". "В настоящее время (т.е. 1890-е) все крестьяне сознают пользу грамоты. Неграмотные сожалеют, что их не учили. Малограмотные, читающие с трудом, предпочитают слушать чтение кого-либо, чем читать сами", "Читают и в одиночку, и собираясь вместе". Чтение вслух было очень распространено в крестьянской среде. Читали вслух в семье, группами, в специально выделенных местах (избах одиноких людей, школах, вновь открытых читальнях). Читал вслух старший в доме (особенно Евангелие в праздничные дни) и малыш, недавно освоивший грамоту, и молодой парень, приобретший занимательную книгу. С благоговением относились к чтению в церкви, где нередко Псалтырь читали подростки. М.М. Громыко

Источник: Исторический словарь

Психологический словарь

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. безграмотность и чтение.

Социологический словарь

Грамотность

(literacy) — 1. начальное умение читать и писать. В этом основном смысле термин  впервые стал использоваться в 19-м столетии, когда неграмотность начала рассматриваться как социальная проблема.  Ранее в связи с отсутствием массовых возможностей для получения начального образования просто было принято, что большинство людей не в состоянии научиться читать и писать. Во многих до индустриальных обществах грамотность  была заповедным полем привилегированной группы специалистов — клерков, бюрократов, священников и т.д. — часто скрывающих систему письменного языка  (см. Конфуцианство)  или поддерживающих переписку не на родном языке. Таким образом, она представляла собой средство социального исключения. С появлением печати и расширением доступности письменных работ распространение грамотности стало значительным фактором в процессе  демократизации социальной жизни и увеличило число участников в принятии решений. 2. По аналогии со смыслом 1 термин иногда также относят к другим формам  грамотности, например, компьютерной. В современном обществе интерес  к грамотности (и ее уровням) периодически становится главной темой политических дебатов. Например, важной составляющей движения за расширение государственного образования в 19-м столетии было понятие  "мы должны обучать новых специалистов", хотя в равной мере продолжали выражаться опасения в том, что грамотность могла находить плохое применение. В функционалистской и неоэволюционных формах социологии, а также в более широком масштабе прямое всеобщее обеспечение начальной грамотности (и умения считать) считается необходимым требованием для бесперебойного функционирования современной экономики. См. также Неграмотное общество. 

Психологическая энциклопедия

Грамотность

Состояние образованности, способность читать и писать. Своего рода проблемой является то, как точно определить уровень этих умений, который мог бы служить критерием для доказательства функционной грамотности. См. безграмотность и чтение.

Википедия

Грамотность

Гра́мотность (от «учение о словесности» ←  «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Умение читать и писать.

2.Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

3.Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. отт. Образованность, просвещенность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Грамотность

ж.
1) Умение читать и писать.
2) Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.
3) а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность.

Каким бывает «грамотность»?

Грамотность бывает:

  • компьютерная
  • элементарная
  • всеобщая
  • недостаточная
  • врождённая
  • техническая
  • юридическая
  • финансовая
  • сплошная
  • политическая
Все определения к слову ГРАМОТНОСТЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «грамотность»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова грамотность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «грамотность»

Какими словами можно заменить слово грамотность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ГРАМОТНОСТЬ

Ассоциации к слову «грамотность» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово грамотность? В русском языке со словом грамотность чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ГРАМОТНОСТЬ

Сочетаемость слова «грамотность»

Как правильно употребляется слово грамотность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • врождённая грамотность
  • всеобщая грамотность
  • компьютерная грамотность
  • поголовная грамотность
  • политическая грамотность
  • простая грамотность
  • финансовая грамотность
  • элементарная грамотность
  • эмоциональная грамотность
Полная таблица сочетаемости слова ГРАМОТНОСТЬ

Предложения со словом «грамотность»

Примеры употребления слова грамотность в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Поскольку заикание появилось одновременно с речью, которые стали последствием повышения уровня грамотности людей, то почему бы не присмотреться к системе обучения детей, если она конечно есть.

Андрей Кузнецов, Заикание: ставка-жизнь

С начальным уровнем знаний. Вполне достаточно небольшого уровня компьютерной грамотности.

Максим Михайлович Чалышев, Oracle SQL. 100 шагов от новичка до профессионала. 20 дней новых знаний и практики

В эпоху всеобщей грамотности чтение стало привычным повседневным навыком.

Сергей Иванович Калинин, Чтение как образ жизни

Я не обязан распространять ни грамотность, ни малограмотность, ни даже безграмотность; ни полезных сведений, ни бесполезных.

Салтыков-Щедрин М. Е., Благонамеренные речи

Все предложения и цитаты со словом ГРАМОТНОСТЬ

Cлово «грамотность» является ответом на вопросы