Что значит «либерализм»?

Cлово «либерализм» означает:

— (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеологию частнособственнического общества, ставящую в центр внимания защиту естественных прав человека как собственника и свободу общества от вмешательства властей.Различают классический и современный либерализм (неолиберализм). Классический либерализм складывался и формировался в ходе борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма, когда знаменем нового восходящего класса были свобода и равенство; свобода от всевластья монархов и догм средневековья; равенство естественных прав граждан, независимых собственников. Основоположниками либерализма являются английский философ Джон Локк (1632 — 1704) и шотландский экономист Адам Смит (1723 — 1790), сформулировавшие идейно-политическую платформу либерализма, опиравшуюся на теорию естественного права и общественного договора, подчеркивавшую особую значимость для прогресса общества и благополучия народа личных свобод граждан, частной собственности, разута и невмешательства государства в жизнь гражданское общества. Делая свои первые шаги в условиях рассвета, возвещенного европейским Просвещением после долгом ночи средневековья с его засильем религиозной мистики и инквизиции, классический либерализм выступал как общеевропейское явление, если не течение общественно-политической мысли, впитавшей в себя передовые идеи того времени, содержавшиеся в трудах не только Д.Локка и А.Смита, но также Томаса Гоббса (1588 — 1679), Шарля Монтескье (1689 — 1775), Вольтера (1694 — 1778) и многих других передовых мыслителей того времени.Выступая в качестве идеологии нового, идущего к господству класса нарождающейся буржуазии с ее гражданином — частным собственником, предпринимателем, классический либерализм был разносторонне обоснованным. Его общефилософской основой был рационализм, отметавший всякую мистику и мракобесие, его экономическим фундаментом выступала рыночная экономика, свободная от государственных пут и ограничений, его социальнополитической базой была теория естественного права и общестенного договора, противопоставленные религиозным мифам о божественном сотворении мира и неземном происхождении монархической государственной власти. Хотя разные стороны либерализма формировались и развивались в разное вpeмя и разными мыслителями, но часто утверждают, что либерализм заявлял о себе двумя одновременными событиями: появлением книги А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" в старом свете и победой американской революции в новом свете. Обе даты падают на 1778 г. Kак известно, А.Смит выступал против меркантилистов, считавших, что основой богатства любой страны является размер запасов золота и серебра в ее банках. А.Смит опроверг эту концепцию, доказав, что истинное богатство наций составляет количество товаров и услуг, производимых народом страны. А для обеспечения этого необходима полная свобода предпринимательства, устранение вмешательства правительства в развитие рыночной экономики, в рамках которой "невидимая рука" (расчет миллионов, стремящихся к обогащению) будет и стимулировать экономический рост, и регулировать экономику, исключая застой и хаос. В том же духе устранения государственного вмешательства в свободную жизнь общества выступал и отец американской демократии и американского либерализма Томас Джефферсон, считавший, что "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Короче говоря, в центре либерализма была свобода, свобода человека и общества от всего сковывавшего отжившего, средневекового. Но, отвергая несвободу прошлого, либерализм утверждал свободу новой жизни, свободу человека, причем с самого начала речь шла не о свободном развитии абстрактной личности, абстрактного гражданина, а о свободе вполне определенного индивида — частного собственника, частного предпринимателя, о свободе его дела — частного предпринимательства, рыночной экономики. как частнособственническая идеология, как защитник прав и свобод человека и общественного устройства в условиях рыночной экономим постоянно эволюционировал, приспособляясь к изменяющимся условиям. Одно дело идеология либерализма в условиях борьбы с феодализмом и самоутверждения в XVII — XVIII в. и другое дело идеология либерализма в обстановке утвердившегося частнособственнического строя в ряде стран Европы XIX в.: неоднократные экономические кризисы XIX столетия показали, что "невидимая рука" рыночной экономики — не панацея. Пришло время жертвовать какой-то частью исходных принципов. В 80-х гг. XIX в. англичанин Томас Гилл Грин пришел к выводу, что главное в либерализме — не невмешательство властей в рыночную экономику, а защита личности, ее свободы от любых несправедливостей в том числе и защита с помощью государства от несправедливостей экономической системы. Осуществляется крутой поворот: теперь либерализм уже готов (в противоположность либерализму А.Смита) согласиться на участие правительства в рыночной экономике в целях защиты свободы граждан, ограждения их от явных несправедливостей, для уравнения стартовых условий развития в разных сферах. Этот новый либерализм, либерализм XX в., или либерализм Вудро Вильсона, особенно ярко проявил свои новые черты в "Новом курсе" Франклина Д.Рузвельта, когда посредством самого решительного вмешательства государства в экономическую жизнь был остановлен развал частнособственнического строя страна была выведена из глубочайшего экономического кризиса. Соединение либерализма с элементами кейнсианства, регулируемой рыночной экономики, появление и усиление в нем социальных программ противопоставило неолиберализм консерватизму, ставшему защитником традиционных частнособственнических принципов хозяйствований, противником значительных социальных программ,- все это значительно изменило не только исходные принципы либерализма, но и его место в общественной жизни. Сегодня неолиберализм продолжает эволюционировать. Он не только прошел путь от Вудро Вильсона к Франклину Рузвельту, но и от Франклина Рузвельта с его программами до Джона Гэлбрейта, выступающего за расширение социальных программ, упрекающего консерваторов за их стремление "уклониться от ответственности за благосостояние бедных", ратующего за либеральную теорию "государства всеобщего благосостояния". Неудачи неолиберализма и приход к власти консерваторов — сначала Рональда Рейгана, а затем Джорджа Буша в США, Маргарет Тэтчер, а потом Джона Мейджора в Англии, Гельмута Коля в Германия, кaк и другие факторы подтверждают высказанную после войны мысль А.Шлезингера (старшего), что либералы и консерваторы — две фракции господствующего класса, которые подобно "маятнику" будут чередоваться у власти . Высказанная применительно к США, эта концепция подтверждается ныне в международном масштабе. . Классический либерализм. В соответствии с высказыванием Фредерика Уоткинса из Йейла, 1776 г. может считаться "годом определения возраста идеологии", и не только из-за того, что в этот год произошла американская революция. В тот год шотландский экономист Адам Смит опубликовал свой труд "Богатство наций", обосновав в нем классическую теорию невмешательства в экономику. Истинное богатство наций, писал Смит, составляют не запасы золота и серебра, которыми они владеют, а количество товаров и услуг, производимых их народами. Опыт опровергал применявшееся ранее понятие, так называвшийся меркантилизм, в соответствии с которым богатство страны определялось наличием или отсутствием слитков золота или серебра в ее казне. Именно этой точке зрения следовала Испания, грабившая страны Нового мира, однако от этого ставшая еще беднее. Франция также со времен, по крайней мере, Людовика XIV следовала принципам политики меркантилизма и ставила экономику под контроль правительства, которое создавало планы, представляло право на монополию, субсидии, устанавливало пошлины и другие ограничения торговли. Смит утверждал, что этим путем невозможно обеспечить максимум экономического роста. Вмешательство правительства всегда сдерживает экономический рост. Если какой-либо одной компании предоставить монополию на производство определенной продукции, то исчезнет конкуренция, а вместе с ней и стремление к производству новой продукции и снижению цен: в экономике наступает застой. Если защищать интересы национальной промышленности путем установления высоких ввозных пошлин, такие меры надежно устранят иностранную конкуренцию, а у национальных производителей исчезнет побудительный мотив к производству продукции более высокого качества по более низким ценам. Устранив правительство от вмешательства в экономику, оставив экономику в покое (по-французски "невмешательство"), можно действительно добиться улучшения системы. А как же хаос, который воцарится с установлением свободной конкуренции, не контролируемой правительством? Не беспокойтесь, сказал Смит: рынок сам отрегулирует экономику. Деятельные производители будут процветать, а ленивые разорятся. Общество получит продукцию высшего качества по самым низким ценам. Спрос и предложение определяют цены лучше, чем государственные чиновники. В условиях рынка "невидимая рука" регулирует и подправляет экономику. Если спрос на какие-то изделия повышается, то изготовители начинают увеличивать производство данного товара или же другие производители начинают поставлять данное изделие. Кроме того, возможно сочетание всех трех способов. "Невидимая рука" — на самом деле просто расчет миллионов людей, преследующих собственные интересы обогащения, — производит необходимую экономическую корректировку. Идеология либерализма получила свое название от латинского слова "либер", что означает "свободный": род этим подразумевается, что общество должно быть свободным от вмешательства со стороны правительства. Как метко подметил Томас Джефферсон: "лучшее правительство то, которое меньше всего управляет". Американцы настолько привержены классическому либерализму, что это отношение можно сравнить с любовью утки плавать. Эта теория, кaк нельзя лучше, подошла к стране со свободным и энергичным народом, занимавшим достаточно большую территорию. Внеэкономические элементы теории тоже устраивали американское общество. Точно так же, как правительство не управляет экономическим развитием, оно не должно вмешиваться в дела религии, прессы или свободы слова. Но вы можете сказать: "То, что здесь называется либерализмом, на самом деле является консерватизмом. Это действительно так. В конце XIХ в. либерализм как идеология значительно видоизменился и раскололся на два течения — современный либерализм и то, что мы сейчас называем консерватизмом. Просто для того, чтобы придерживаться строгого соответствия терминологии, мы будем называть первоначальные воззрения AДАМА Смита "классическим либерализмом", чтобы отличать его теорию от современных понятий о либерализме. Современный либерализм. Так что же случилось с истинным либерализмом Адама Смита? В конце XIX в. стало ясно, что свободный рынок оказался не настолько саморегулирующимся, как это предсказывал Адам Смит. Конкуренция оказалась слабой. Производители искусственно повышали или понижали цены на рынке — о возможности подобного явления предупреждал, кстати, Адам Смит. Явно наблюдалась тенденция к образованию монополий. Экономическая система породила самый низкий класс, состоявший из самых нищих слоев населения. Классовое положение определенным образом наследовалось: дети из богатых семей получали лучшее образование и имели необходимые связи, помогавшие им продвинуться по службе. Но наихудшим злом были повторяющиеся экономические депрессии, от которых страдали беднейшие слои населения и рабочий класс. В целом, политика невмешательства приводила в обществе к негативным последствиям. В 1880-х гг. англичанин Томас Гилл Грин пересмотрел идеологию либерализма. Он отталкивался от того, что основной целью либерализма является построение свободного общества. Но что происходит, когда экономическое развитие страны не позволяет этого сделать? Сторонники классического либерализма уделяли много внимания соглашениям (соглашение между договаривающимися сторонами при отсутствии контроля со стороны правительства): если тебе не нравится соглашение, можешь его не заключать. Но что, если стороны не равны по своему положению, как это бывает с богатым работодателем и бедняком, который нигде не может найти работу. Имеет ли последний возможность свободного выбора: согласиться или не согласиться на работу с очень низкой оплатой? Классический либерализм заявлял: пусть все останется, как оно есть, в конце концов уровень зарплаты как-нибудь установится. Но как быть в том случае, если зарплата находится ниже прожиточного уровня? Грин считал, что здесь уже время правительству подключаться к решению проблемы. И в данном случае это будет не ущемление прав и свобод правительством, а наоборот, их защита. И вместо негативной тенденции "ограничения свобод" в данном случае присутствует позитивная тенденция их защиты и сохранения. Грин называл это "позитивной свободой". Правительство гарантировало свободу обеспечения определенного уровня жизни. Классический либерализм исключал участие правительства в рыночных отношениях; современный либерализм, наоборот, приветствует участие правительства в рыночной экономике для того, чтобы защитить людей от несправедливостей экономической системы. Современные либералы добились повышения заработной платы и снижения продолжительности рабочего дня, права организовывать различные союзы, выплаты пособия по безработице и медицинскому страхованию; кроме того, они сумели добиться равных для всех возможностей при поступлении в учебные заведения. При этом они хотели повысить налоги для состоятельных слоев населения, а не для рабочего класса. Этот либерализм можно назвать либерализмом США XX в., либерализмом Вудро Вильсона и Франклина Делано Рузвельта. Новая волна либерализма подчеркивает значение свободы слова и прессы.

Источник: Политический словарь

Значение слова «либерализм» в словарях

— идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, демократических свобод, свободы предпринимательства. Возник в период борьбы с феодализмом. На первый план выдвинулся индивид как субъект и высшая инстанция всякой деятельности, государство должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феодальных привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и требование терпимости.

Источник: Исторический словарь

Политический словарь

Либерализм

(лат. "libartas", "свобода") — экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях — в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. — лишь ограничивает свободу человека. противостоит социализму, полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоположно принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".

Социологический словарь

Либерализм

Выражение "либерализм"  этимологически происходит от латинского слова libertas, свобода.  Корень этого слова связан с понятиями "люди* и -рост: на древнегерманском liotan (расти) и liut (личность,  люди); на древнеанглийском teodan (расти), teod (люди); на готском lindan (расти); на древнегреческом “элевтерос”, (свободный), В свою очередь, корень fri, от которого происходят в германских языках слова обозначающие "свободу" (на древнегерманском fri, на древнеанглийском freo, на древненорманском frjals, на готском freis, на гальском rhidd) связан с понятиями "приятный, мягкий, нежный, милый” (по- гречески "прайс", а на санскрите priya, что значит приятный, приятель, милый, любимый, принадлежащий к собственному роду, или к собственной семье, то есть свободный, а не раб). (Websters Dictionary). В Риме. слово liber по-видимому первоначально обозначало "личность обладающую естественной возможностью производить на свет". Посему, молодого человека,  достигшего зрелого возраста, и вследствие этого находящегося в состоянии принять на себя обязанности в обществе, называли liber и давали ему toga libera или toga virile (мужскую тогу). Испанский философ Хосе Ферратер Мора, выводит из этого заключение, что у римлян идея свободы была как бы направлена в двух направлениях: с одной стороны, это возможность, или мощь, что-то творить, или делать, а, с другой стороны, это ответственность перед самим собой и перед обществом,  то есть каков-то ограничение. Свобода, это значит быть состоянии что-то делать, чтобы исполнять известные обязанности. Ферратер Мора добавляет, что в дальнейшем понятие  "свобода" получило много дополнительных значений, но эти два исходных и первоначальных смысла всегда продолжают так или иначе в них присутствовать. (Jose Ferrater Mora. Diccionario de Filosofia. Buenos Aires, 1969. II, 49). Таким образом, если слово свобода в русском языке  связана с понятием "своего быта", то в других индо-европейских языках это выражение связано с понятиями •своего люда", "своего рода”, "своего общества* и "своих учреждений", в которых приятно жить, творить и даже исполнять общественные обязанности. Выражение либерализм было по-видимому впервые употреблено испанским философом Juan Luis Vives (1492-1540). Он писал по латыни, и был искренне верующим христианином. Он известен своими выступлениями против софистики, а каковую по его мнению превратилась в его время  схоластическая диалектика.  Но его никак нельзя считать предшественником того идеологического течения, которое позже стало называться именем либерализма, употребленным впервые им. в сегодняшнем понимании зародился в 18-ом веке, в рамках общих политических и экономических идей накануне французской революции. Испанский философ Ортега-и-Гассет  подчеркивает, что нельзя забывать того обстоятельства, что либерализм начал свое существование с провозглашения одной единственной частной свободы, а именно торговой свободы. С этого момента и началась экспансия капитализма,  который увидел перед собой безграничные рынки, на которых он мог распространять практически безгранично свою продукцию. При такой практической безграничности рынков и продукции, не было никаких препятствий для того. чтобы и свобода, главным образом торговая и промышленная, оперировала полностью и безгранично. Но, в наши дни, "наша планета перестала быть бесконечной", говорит Ортега, предвосхищая позднейших эколог истое, и тут-то эта безграничная торговая и промышленная свобода столкнулась впервые с материальными ограничениями. (Выше цит.труд. стр. 114).Эта идея о безгранично расширяющейся торговле была тесно связана с идеей прогресса,  тоже уходящего в бесконечную даль, только не в пространстве, как торговая свобода, а во времени. Обе эти идеи оказались фальшивыми, что стало очевидно когда выявилась их абсурдность. развивался в двух основных направлениях: либерализм экономический и либерализм политический. Экономический (а не политический) либерализм искал для себя какое-то моральное оправдание, что видно из названия капитального произведения Адама Смита, одного из его главных основоположников: Theory of Moral Sen-timents (1759). Однако, политический либерализм сразу же определил себя автономным по отношению не только к нравам (этике или морали), но и ко всякой традиции  вообще. Для этого либерализма, "либеральность* обозначает "отрешение от условностей, традиции или догмы, выводимое из желания изменить учреждения, для того, чтобы они соответствовали изменчивым условиям, а не праву". (Websters Dictionary). Из многих противоречий либерализма, скрывающихся за его многозначностью, в первую очередь необходимо отметить его двойственность по отношению к самому человеку. В то время, как либерализм экономический полностью основывается на доверии к человеку и к человеческим побуждениям, либерализм политический исходит, наоборот, из метафизического недоверия к человеку. Экономический либерализм считает, что по своей природе человек естественно стремится к своему благополучию, в котором он кроено заинтересован. Эта заинтересованность стимулирует человека, как сознательно, так и подсознательно, направлять и развивать свою экономическую деятельность  с наибольшими эффективностью  и целесообразностью. Если человек, как экономический деятель, обладает возможностью свободно принимать свои решения, в рамках тоже свободных рынков, которые лишь обеспечивают ему известную безопасность  и страхуют его от беспорядка и от чрезмерного риска, то эти решения статистически в большинстве случаев будут правильными, рациональными и своевременными, в результате чего общая равнодействующая всего хозяйства будет положительной. Однако, если экономический либерализм основывается на доверии к человеку и к разумности его экономической деятельности, то либерализм политический, наоборот, исходит из недоверия к человеку и к его политической деятельности. Относясь без всяких предубеждений к накоплению и к концентрации экономической мощи, либерализм одновременно целенаправленно добивается ослабления и расщепления власти политической, главным образом с помощью двух идей, специально для этого разработанных: 1. Разделения политической власти. 2. Расщепления права на ряд так называемых "человеческих прав". К этим двум изначальным инструментальным идеям политического либерализма затем была добавлена идея партийной системы, как единственной и обязательной передаточной инстанции для перенесения народного самодержавия на партийных представителей. Таким образом, либерализме политической области проявляется как бы в виде тройственного плюрализма:  плюрализма власти, плюрализма права и плюрализма партийных переносных ремней власти, от народа  к партийным представителям. Идея разделения власти на несколько частей была высказана впервые английским философом John Locte (1632-1704), который предложил разделить всю государственную власть  на три власти: законодательную, исполнительно-судебную и федеративную (последнюю можно сравнить с верховной властью, так как ей должно принадлежать право  объявления войны, заключения мира и т. д.). Но, окончательную форму этой идее разделения власти придал известный французский политический мыслитель барон Монтескье  (Baron de Montesquieu, 1689-1755). Доктрина Монтескье дает теоретическое обоснование  не только для окончательного подрыва "старого режима”, с его порядком, дисциплиной и иерархией, но и для ослабления и раздробления всякой политической власти в будущем, перед лицом новой, не раздробляемой и единой, монолитной и монопольной капиталистической финансовой власти. В этом и заключается квинтэссенция либерализма: экономическая мощь при политической немощи. Монтескье ясно формулирует Д1М главные идеи всей своей системы политического либерализма: 1. Существуют три вида власти. 2. Народ, как таковой, сам по себе не в состоянии "обладать" ни одним из этих трех видов власти. "В каждом государстве существуют три типа власти: законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть. (О духе законов. 11-я кн., 6-я гл.). Но, в свою очередь, законодательная власть должна быть разделена на две части, из которых одна, аристократическая, должна быть "властью умеряющей", то есть сдерживающей. В свою очередь, "высшая исполнительная власть должна находится в руках монарха… так как она лучше исполняется одним, чем многими…*. (Там же). Монтескье рекомендует, чтобы "из трех упомянутых властей, та, которая судит, выла почти рвана нулю”. Для этого, "судебная власть не должна быть дана постоянному сенату, но должна осуществляться лицами, вышедшими из народной массы. временно и попеременно назначаемыми в согласии с законом, образуя трибунал, действующий короткое время". Это позволяет Монтескье приступить к начертанию первого проекта:  "Остаются две власти: законодательная и исполнительная… Эти три власти (так как имеются две власти в законодательной) нейтрализуются между собой. Но. будучи побуждаемыми необходимым движением вещей, они окажутся принужденными действовать в согласии". Из этого предложения родилась потом так называемая система  "тормозов и противовесов* во многих конституциях.  особенно на американском материке. Расщепляя таким образом государственную власть на несколько частей, и ставя эти части в равновесие  между собой (на подобие шлагбаума или лифта), вся политическая власть приводится в такое состояние, что ею могут довольно легко манипулировать другие (не публичные) факторы  мощи. Второй проект Монтескье позволил легитимировать узурпацию народной власти, как в либеральных, так и в социалистических государствах. Этот проект возрождает старую римскую идею делегации власти. Монтескье утверждает, что народ не обладает способностью разбирать дела", и "поэтому необходимо, чтобы народ делал посредством своих представителей то, что он не может делать сам". Вообще, "законодательная власть народа в массе невозможна в больших государствах, и имеет много неудобств в малых". Исходя из этой предпосылки, затем развились либеральные представительные системы и даже такие политические структуры, как "советы рабочих и солдатских депутатов". Центральная идея политического либерализма, подробно разработанная Монтескье в труде "О духе законов", вращается вокруг попытки создания такого государственного строя, в котором можно было бы обезвредить и ослабить государственную власть, путем ее разделения на части, по функциям,  с помощью специально для этого написанных конституции и законов. Сам народ не должен принимать прямого и полного участия ни в одной из четырех властей, но все эти четыре власти будут действовать его именем. Новые американские государства, отрезанные от своих исторических корней в Европе, оказались особенно благодатной почвой для проведения в жизнь этого грандиозного эксперимента  осуществления на практике отвлеченных политических теорий. Ввиду специфических особенностей Нового Мира, при преломлении на практике либеральных идей Монтескье, в их специально для этого написаных конституциях, оказалось, что на лицо не было ни монархии, ни аристократии. Это привело к гипертрофии законодательной власти. Так было потеряно с самого начала то пресловутое равновесие между разными политическими началами, которым так дорожил Монтескье, и которое должно было, по его замыслу, являться залогом благополучного осуществления политического либерализма. Кроме того, практика  комплектования законодательных органов в либеральных государствах тоже не совпадает с либеральной теорией. Монтескье утверждает, что "народ не способен; это и является как раз одним из наибольших недостатков демократии". Поэтому необходимо, чтобы "народ делал посредством своих представителей, то, что он не может делать сам”. Однако, эти представители не должны быть "взяты из общей массы (тела) нации; будет уместно, чтобы каждое место имело своего представителя, избранного местными жителями". ("О духе законов". 2-ая книга, 6-ая глава). Однако, либеральная практика придерживается лишь той части либеральной теории, которая считает неуместным прямое правление народа, но она, в большинстве случаев, отходит от той части либеральной теории, которая требует, чтобы это представительство было основано на земском, территориальном принципе.  Вместо земского принципа, либеральная практика предпочитает придерживаться партийного начала, при котором номинальные представители народа на самом деле являются реальными представителями партий. Дальнейший разбор отхождений практического либерализма от первоначальной либеральной теории Монтескье, не может упустить из виду проблемы, связанные с судебной властью. Монтескье утверждает, что "судебная власть не должна быть дана постоянному сенату, но должна осуществляться лицами, вышедшими из народной массы, временно и попеременно назначаемыми в согласии с законом, образуя трибунал, действующий краткое время…". Несмотря на очевидные усилия подогнать как-то либеральную практику к этой первоначальной либеральной теории (например, путем учреждения судов присяжных поверенных, или даже выборов судей на низшие уровни), все же либеральные конституции учреждают постоянный профессиональный суд, никак не подводимый под категорию "как бы невидимой и аннулированной судебной власти", как этого требует Монтескье. Конституция США, например, учреждает Верховный Суд, состоящий из пожизненно назначаемых профессиональных судей. Известный монархический и даже самодержавный характер высшего суда США явствует не только из способа назначения его членов, не только из пожизненности этого назначения, не только из его авторитарного права "аннулировать все законы  противоречащие конституции", но еще больше из его реальной власти беспрекословно толковать (интерпретировать) по своему собственному усмотрению самый смысл этой конституции. "Конституция США является тем, чем она должна быть согласно толкованию верховного суда". (С. Herman Pritchet. The American Constitution.)

Философский словарь

Либерализм

— бурж. движение и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод- политич. привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и требование терпимости. На протяжении 19 в. христ. церковь в целом выступала против Л. с позиций феод. реставрации. «Культур-кампф» в бисмарковской Германии был столкновением Л. с ультрамонтанством. Как реакция на идеи Просвсшения в 19 в. в протестантизме возникла т. н. либеральная теология. Основываясь на учении Ф. Шлейермахера, либеральные теологи (Ритчль, Гарнак, Трёпьч) поставили вопрос о соотношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критич. метод. В историч. аспекте рассматривалось соотношение религии и культуры. Бурж. прогресс оценивался как путь к осуществлению «царства божьего», в христианстве подчеркивалась этич. доктрина. В условиях общего кризиса империализма либеральная теология теряет влияние. Как ее отрицание в 20-х гг. возникает теология кризиса.

Большой Энциклопедический Словарь

Либерализм

идейное и общественно-политическое течение, возникшее вевропейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских,политических, экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж.Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных противабсолютизма и феодальной регламентации. Идеи либерализма получили первоевоплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека игражданина (1789) во Франции. В 19 — нач. 20 вв. сформировались основныеположения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности,правовое государство, демократические политические институты, свободачастного предпринимательства и торговли. Современный либерализм(неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создаетнаиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономическойдеятельности, регулирования социальных и экономических процессов; вместе стем постоянное вмешательство государства необходимо для поддержаниянормальных условий функционирования рынка, конкуренции. В кон. 20 в.происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии.

Исторический словарь

Либерализм

( лат. liberalis — свободный) -1) политич. и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности; 2) свободомыслие, вольнодумство, терпимость к различным позициям и точкам зрения, снисходительность, попустительство.

Толковый словарь Ожегова

Либерализм

Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство

Экономический словарь

Либерализм

(от лат. liberalis — свободный) — теория, отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу личной инициативы экономических субъектов. Исходной основой либерализма выступают три постулата: частная собственность, свободное предпринимательство и свободная конкуренция.

Каким бывает «либерализм»?

Либерализм бывает:

  • буржуазный
  • гнилой
  • умеренный
  • дворянский
  • излишний
  • экономический
  • радикальный
  • классический
  • российский
  • западный
Все определения к слову ЛИБЕРАЛИЗМ

Фонетический разбор слова «либерализм»

Звуко-буквенный разбор слова либерализм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «либерализм»

Какими словами можно заменить слово либерализм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЛИБЕРАЛИЗМ

Сочетаемость слова «либерализм»

Как правильно употребляется слово либерализм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американский либерализм
  • буржуазный либерализм
  • гнилой либерализм
  • европейский либерализм
  • западный либерализм
  • классический либерализм
  • новый либерализм
  • политический либерализм
  • российский либерализм
  • русский либерализм
Полная таблица сочетаемости слова ЛИБЕРАЛИЗМ

Cлово «либерализм» является ответом на вопросы