Примеры предложений и цитат со словом «чуваш»
Примеры предложений со словом «чуваш»
Этому, правда, предшествовало немаловажное событие – во время пугачёвского бунта 1773–1775 гг. отряд местных чувашей присоединился к повстанцам.
Юрий Фельштинский, Через века и страны. Б.И. Николаевский. Судьба меньшевика, историка, советолога, главного свидетеля эпохальных изменений в жизни России первой половины XX века
Хотя утверждение это спорно, но оно связано с историей чувашей, интересного тюркского народа, который сохранил в своём языке и традициях алтайские корни.
Мурад Аджи, История тюрков
Волга тогда была поделена – в верховьях жили русские, а ниже обитали местные племена: давно принявшие ислам волжские болгары[1] и оставшаяся языческой «черемиса» – предки нынешних чувашей, мордвы и других волжских народов.
Вадим Нестеров, Московиты. Книга первая
Чуваши и башкиры – народы тюркской группы – ассимилируются очень медленно (даже тот факт, что чуваши приняли православие, не играет никакой роли) и поэтому общая численность их изменяется слабо.
Коллектив авторов, Сборник рефератов по географии для 9 класса. Экономическая и региональная география России
Утром чуваши узнали об этом и о том, что исправник собирается к ним.
Елена Соломински, Яков Тейтель. Заступник гонимых. Судебный следователь в Российской империи и общественный деятель в Германии
Царь булгар готов был принять ислам и изгнать иудеев, но это не удалось ему. Часть племени – будущие чуваши – отказались сменить веру и ушли в леса.
Николай Коняев, Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг.
Активную миграцию чувашей также связывают с переездом населения из сельскохозяйственных районов в промышленные центры страны в период индустриализации.
А. В. Черных, Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Во время полевых исследований изучалась также текущая документация сельских администраций, что позволило уточнить и детализировать численность и особенности расселения чувашей в той или иной территории, количество смешанных браков.
А. В. Черных, Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Таким образом, лишь несколькими публикациями ограничивается вся историография и этнография пермских чувашей.
А. В. Черных, Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Некоторые сведения о переселении чувашей, особенностях их культурных традиций опубликованы в краеведческих изданиях.
А. В. Черных, Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии
Со всех сторон потянулись луговая мордва, черемисы, чуваши, татары и мещеряки; [Мещеряки — часть поволжских татар.] русских переселенцев, казенных крестьян разных ведомств и разнокалиберных помещиков также было не мало.
Аксаков С. Т., Семейная хроника
[Нельзя ли объяснить отсутствие многих суеверных примет в Оренбургской губернии сводностью, разнохарактерностью русского народонаселения, утонувшего, так сказать, в населении туземном, состоящем из башкир, татар, мордвы, чуваш и прочих?
Аксаков С. Т., Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские, и мордва, и чуваши.
Лесков Н. С., Запеча́тленный ангел
Восьмого июля Ермак разбил скопища мурзы Бабасана, а 21 июля в Бабасанах, «на усть-озере на Тоболе» сразился с войском Маметкула, родственника Кучумова, стянувшего под свое начальство чувашей, казачьи орды, вогуличей, остяков и татар.
Гейнце Н. Э., Ермак Тимофеевич
Мордва, чуваши, черемисы перестали повиноваться русскому начальству.
Пушкин А. С., История Пугачёва
Когда я вместе с Хабаром Симским разбил чуваш и черемис на Свияге, когда с князьями Одоевским и Мстиславским прогнал от Оки крымского царевича и татарский набег от Москвы отвратил!
Толстой А. К., Князь Серебряный
…Вятские мужики вообще не очень выносливы. Зато их и считают чиновники ябедниками и беспокойными. Настоящий клад для земской полиции это вотяки, мордва, чуваши; народ жалкий, робкий, бездарный. Исправники дают двойной окуп губернаторам за назначение их в уезды, населенные финнами.
Герцен А. И., Былое и думы
Простой же народ состоял из помещичьих крестьян, которые не присягают, и из инородцев, то есть: башкир, татар, мордвы, чуваш и вотяков, которым, разумеется, никакой не было надобности до законности прав престолонаследия, но которые, без сомнения, пришли бы в отчаяние, если б им объявили, что у них не будет царя.
Аксаков С. Т., Литературные и театральные воспоминания
На многочисленных токах, куда собираются дупели сотнями, куда никогда не заходила нога охотника, — что не редкость в обширной Оренбургской губернии, — поселяне, как русские, так равно и мордва, чуваши и даже татары, очень много ловят дупелей (как и тетеревов) поножами, то есть сильями, вплетенными, на расстоянии полуаршина друг от друга, в длинную тонкую веревку, привязанную к нескольким колышкам, которые плотно втыкаются в землю на тех местах тока, где нужно их расставить.
Аксаков С. Т., Записки ружейного охотника Оренбургской губернии
Погода стояла мокрая или холодная, останавливаться в поле было невозможно, а потому кормежки и ночевки в чувашских, мордовских и татарских деревнях очень нам наскучили; у татар еще было лучше, потому что у них избы были белые, то есть с трубами, а в курных избах чуваш и мордвы кормежки были нестерпимы: мы так рано выезжали с ночевок, что останавливались кормить лошадей именно в то время, когда еще топились печи; надо было лежать на лавках, чтоб не задохнуться от дыму, несмотря на растворенную дверь.
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
Здравствуйте женившись, дурак и дура,
Еще… тота и фигура!
Теперь-то прямое время вам повеселитца,
Теперь-то всячески поезжаным должно беситца.
Ну Мордва, ну Чуваша, ну Самоеды!
Начните веселье, молодые, деды!
Балалайки, гудки, рожки и волынки!
Сберите и вы бурлацки рынки.
Лажечников И. И., Ледяной дом
Тот бог настоящий и верный, у которого люди хороши, а чем мы, христиане рекомые, лучше татар, чуваш, мордвы и других иноверных народов?
Горький Максим, Лето
Никаких докторов и полицейских чиновников там еще не было, а был некто Петр Андреич Глазов, оренбургский помещик и железный заводчик, открывший эти целебные источники по народной молве, потому что обыватели упраздненного города Сергиевска и окрестные жители, по большей части некрещеные чуваши, не переставали лечиться и вылечиваться от всех болезней питьем прозрачной, холодной, как лед, серной воды и купаньем в ее бассейне.
Аксаков С. Т., Наташа
— Слышим-то мы слышим, да мало этого. Пиши ты, анафема! Надо знать: русский ты или чуваш, мордва какая-нибудь. Понял?
Короленко В. Г., Яшка
— Мордвин, чуваш — я не знаю! У него ужасно длинный и толстый язык, он не помещается во рту и мешает ему говорить… Ух! Какая грязь!
Горький Максим, Варенька Олесова
— Видишь ты: думал я, что быть мне колдуном, — очень душа моя тянулась к этому. У меня и дед с материной стороны колдун был и дядя отцов — тоже. Дядя этот — в нашей стороне — знаменитейший ведун и знахарь, пчеляк тоже редкий, — по всей губернии его слава известна, его даже и татаре, и черемисы, чуваши — все признают. Ему уж далеко за сто лет, а он годов семь тому назад взял девку, сироту-татарку, — дети пошли. Жениться ему нельзя уж — трижды венчался.
Горький Максим, Хозяин
— Да ты в головах к полу прилепи, чуваша!
Горький Максим, Детство
— Я первый раз в жизни вижу, как люди любят друг друга… И тебя, Павел, сегодня оценил по душе, — как следует!.. Сижу здесь… и прямо говорю — завидую… А насчёт… всего прочего… я вот что скажу: не люблю я чуваш и мордву, противны они мне! Глаза у них — в гною. Но я в одной реке с ними купаюсь, ту же самую воду пью, что и они. Неужто из-за них отказаться мне от реки? Я верю — бог её очищает…
Горький Максим, Трое
Почти ни одна деревня припущенников, по окончании договорного срока, не оставила земель башкирских; из этого завелись сотни дел, которые обыкновенно заканчиваются тем, что припущенники оставляются на местах своего жительства в нарезкой им пятнадцатидесятинной пропорции на каждую ревизскую душу по пятой ревизии… и вот как перешло огромное количество земель Оренбургской губернии в собственность татар, мещеряков, чуваш, мордвы и других казенных поселян.
Аксаков С. Т., Семейная хроника
Чуваши, мордва и татары, в Оренбургской губернии, очень усердно занимающиеся ловлею тетеревов шатрами, с покрытыми управляются без церемонии, то есть не колют, а бьют их палками.
Аксаков С. Т., Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
Чуваши, мордва и татары охотно едят лысух, если они им попадутся, и мне случалось дарить их этим лакомством.
Аксаков С. Т., Записки ружейного охотника Оренбургской губернии
Как поживают ваши друзья и соседи, мордва и чуваши?
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
Дойдя до ближайшей станицы враждебных чувашей, они многих из них перебили, еще более разогнали, захватили много драгоценной пушнины, самопалов, стрел и вернулись в поселок с знатной, а особенно на первый раз, добычей. Часть мехов Ермак Тимофеевич, по приговору круга, подарил Строгановым, которые отдарили их угощением. Целый день пировали казаки. Поразмяты были у них и ноги, и богатырские плечи.
Гейнце Н. Э., Ермак Тимофеевич
Самый сильнейший истребитель заячьих пород — человек, и ружье еще самое слабое орудие к их истреблению; борзые собаки и выборзки (до которых большие охотники мордва, чуваши и татары), тенета, то есть заячьи сети, капканы — вот кто губит их тысячами.
Аксаков С. Т., Записки ружейного охотника Оренбургской губернии
Пугачев велел раздать чувашам казенное вино; повесил несколько дворян, приведенных к нему крестьянами их, и пошел к Ядринску, оставя город под начальством четырех яицких казаков и дав им в распоряжение шестьдесят приставших к нему холопьев.
Пушкин А. С., История Пугачёва
Рябчиков ловят много сильями, которые называются пружки. Весь этот снаряд состоит из наклоненного сучка, к концу которого прикреплен волосяной силок, а позади повешен пучок рябины или калины, ибо рябчики большие охотники до этих ягод. Ловцы, по большей части чуваши, черемисы и вотяки, запасаются ягодами с осени и продолжают ловлю во всю зиму. Снаряд так устроен, что рябчик не может достать ягод, не просунув головы сквозь силок и не тронув сторожка, который держит древесный сук в наклоненном положении.
Аксаков С. Т., Записки ружейного охотника Оренбургской губернии
В Оренбургской губернии, которая известна мне более других, я заметил странное явление: колдунов там довольно, особенно между мордвами и чувашами, но суеверных примет очень мало; разумеется, это отразилось и на охотниках.
Аксаков С. Т., Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
Отец доказывал матери моей, что она напрасно не любит чувашских деревень, что ни у кого нет таких просторных изб и таких широких нар, как у них, и что даже в их избах опрятнее, чем в мордовских и особенно русских; но мать возражала, что чуваши сами очень неопрятны и гадки; против этого отец не спорил, но говорил, что они предобрые и пречестные люди.
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
Сначала смешанною толпою новых предметов, образов и понятий роились у меня в голове: Дема, ночевка в Чувашах, родники, мельница, дряхлый старичок-засыпка и ржаное поле со жницами и жнецами, потом каждый предмет отделился и уяснился, явились темные, не понимаемые мной места или пятна в этих картинах; я обратился к отцу и матери, прося объяснить и растолковать их мне.
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
Хотя матери моей и не хотелось бы ночевать в Чувашах, которые по неопрятности своей были ей противны, но делать было нечего, и последовало приказание: завернуть в чувашскую деревню для ночевки.
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
Солнце, закрытое облаками, уже садилось, дождь продолжался, и наступали ранние сумерки; мы были встречены страшным лаем собак, которых чуваши держат еще больше, чем татары.
Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука
— Ай да наши — чуваши! — одобрительно воскликнул Грачёв. — А я тоже, — из типографии прогнали за озорство, так я к живописцу поступил краски тереть и всякое там… Да, чёрт её, на сырую вывеску сел однажды… ну — начали они меня пороть! Вот пороли, черти! И хозяин, и хозяйка, и мастер… прямо того и жди, что помрут с устатка… Теперь я у водопроводчика работаю. Шесть целковых в месяц… Ходил обедать, а теперь на работу иду…
Горький Максим, Трое
— Мордвы много, чуваш…
Горький Максим, Дело Артамоновых
— Чуваша проклятая! Эх вы-и…
Горький Максим, Детство
В городе Антонушку не любили, он был мордвин или чуваш, и поэтому нельзя было думать, что он юродивый Христа ради, но его боялись, считая предвозвестником несчастий, и когда, в час поминок, он явился на двор Артамоновых и пошёл среди поминальных столов, выкрикивая нелепые слова: «Куятыр, куятыр, — чёрт на колокольню, ай-яй, дождик будет, мокро будет, каямас чёрненько плачет!» — некоторые из догадливых людей перешепнулись…
Горький Максим, Дело Артамоновых