Примеры предложений и цитат со словом «русь»

Предложение со словом РУСЬ:

Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманныианглы,аещеиные готландцы – вот таки эти.

Андрей Буровский, Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Другие предложения, в которых употребляется слово «русь»

Некоторые писатели, поддерживающие скандинавское происхождение руси, не настаивают, собственно, на добровольном призвании, а склоняются к тому, чтобы предположить завоевание или какую другую комбинацию.

Д. И. Иловайский, Начало Руси

И получается – некий народ русь известен ещё за десять лет до призвания варягов в 862 году.

Андрей Буровский, Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Трое князей племени русь вместе со своими родами собрались и пришли на славянские земли.

Дмитрий Емец, Заступники земли русской

А также и дунайские болгары подали весть, что идут русь и наняли печенегов.

Иван Дмитриевич Беляев, У истоков Руси

Их именем, как потом именем руси, или прежде именем роксолан, как всегда бывало, покрывались все местные племена, и славянские, и кочевые.

И. Е. Забелин, Расцвет русского могущества

Те варяги зовутся русью, как другие зовутся шведы, другие же – норвежцы и англы, а ещё иные готы – так и эти.

Михаил Серяков, Загадки римской генеалогии Рюриковичей

Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их соединение и смешение у летописца.

Сергей Платонов, Полный курс лекций по русской истории

Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi.

Сергей Платонов, Полный курс лекций по русской истории

Есть, однако, известия, по которым считать русь славянским племенным названием нельзя.

Сергей Платонов, Полный курс лекций по русской истории

Цитаты со словом «русь» из русской классики, популярных фильмов и сериалов

Раньше, в эпоху татарского владычества, Русь разучилась строить.

Три очерка о русской иконе

Сто раз Русь возрождалась — и сто раз бывала разбита.

Велесова книга

Племя волынян подчинило себе остальных славян, оно организовало антский союз, и на него в силу этих причин обратили авары свой основной удар, когда в VI веке вторглись в южную Русь (С.156)

Славянские древности

На Руси уже давно Жизнь наладилась, но Только, вроде, всё притёрлось, Чудище на Русь припёрлось. Это, так сказать, авансом Свой на Русь обрушил гнев Монстр выдачи финансов, Сокращённо: МВФ.

Сказочная Русь

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси. Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням коням землю Русскую, не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь — не шатается. И века простоит — не шелохнётся!

Алёша Попович и Тугарин Змей

Прилетел гусь на Русь — погостит да улетит.

Родина

И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Иван Алексеевич Бунин

Не нуж­но ждать ни­ка­ких ре­форм. И мо­гут ли быть они для ре­ки, те­ку­щей в вечность? Ес­ли ре­ка ос­к­вер­не­на и от­рав­ле­на — очища­ют во­ды. На­ста­ло вре­мя очис­тить еван­гель­ские во­ды на Свя­той Ру­си, уб­рать ис­кус­ст­вен­ные пло­ти­ны че­ло­ве­чес­ких мне­ний и лож­ных об­ра­зов и вве­сти ре­ку пра­во­сла­вия в ее преж­нее чис­тое, свет­лое рус­ло с про­зрачны­ми во­да­ми. Свя­тая Русь вос­крес­нет!

Иоанн (Береславский)

Юрий Вяземский: Вопрос всем троим агонистам: на Руси этот праздник считался праздником урожая и — вот тут внимательно! — весеннего (неразборчиво) неразжествлиайния снуркашек. О каком празднике идет речь?Агонист Аристарх Кадяков: Евлампий Бормотун.Вяземский: Ответ неполный. В честь какого святого он был так назван? Что было принято ставить на стол? Какого цвета нижнее белье надевали бояре? Зачем клали шмеля под матрас?Кадяков: Праздник был назван в честь Евлампия Кесарийского. В день Евлампия Кесарийского бояре на Руси надевали серое нижнее белье… в знак того, что другой ткани на Русь тогда еще не завозили. На стол обычно ставили стул, откуда декламировали что-нибудь. А шмеля клали под матрас в знак того, что… не природа отдыхает на человеке, а человек отдыхает на природе.Вяземский: Браво, браво! Орден шёлкового Умника, орден!

Большая разница

А Русь ер тангрыд сакласын; Олло сакла, Худо сакла! Бу даниада муну кибить ерь ектур; нечикь Урус ери бегляри акой тугиль; Урусь ерь абодан болсын; раст кам дарет. Олло, Худо, Бог, Данъиры.

Русь

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкин А. С., «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!

Неизвестный Автор, Слово о полку Игореве

Неужели, перенося его из позднейшего периода ко временам Рюрика, — автор не сообразил, что слова муж и князь не могли быть занесены в Русь варягом Рюриком, что они гораздо ранее существовали в славянских наречиях, без всякого отношения к родословному древу Рюрика, и что во времена Рюрика и Олега летописи упоминают князей, которые вовсе не должны были приходиться роднёю Рюрику.

Добролюбов Н. А., Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым

Но наряду с этим, сохранившимся почти с основания этого векового исторического города «древним благочестием», нигде также не умел и не умеет погулять народ, как в той же Москве. В ней во все времена давался простор широкой русской натуре, на ней всецело оправдалось изречение святого князя Владимира: «Руси есть веселие пити».

Гейнце Н. Э., Самозванец

Они-то именно, по выражению г. Устрялова, «коснели в старых понятиях, которые переходили из рода в род, из века в век; спесиво и с презрением смотрели на все чужое, иноземное; ненавидели все новое и в каком-то чудном самозабвении воображали, что православный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а святая Русь — первое государство» (Устрялов, том I, «Введение», XXIX).

Добролюбов Н. А., Первые годы царствования Петра Великого

Народится ли вновь на святой Руси
Та живая душа, тот великий дух,
Чтоб от моря до моря, по всем степям,
Вдоль широкой реки, в глубине лесной
По проселкам, по селам, по всем городам
Пронеслась эта песня, как божий гром,
И чтоб вся-то Русь православная,
Откликаючись, встрепенулася!

Гиляровский В. А., Москва газетная

Утверждают, что существовало старчество и у нас на Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас и старцы пресеклись.

Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы

Слава и хвала!
Подумаешь: как царь Иван Васильич
Оставил Русь Феодору-царю!
Война и мор — в пределах русских ляхи —
Хан под Москвой — на брошенных полях
Ни колоса! А ныне, посмотри-ка!
Все благодать: амбары полны хлеба —
Исправлены пути — в приказах правда —
А к рубежу попробуй подойти
Лях или немец!

Толстой А. К., Царь Борис

До последнего подъема русского сознания у нас господствовала тенденция, что вся московская, допетровская Русь — это сплошной и беспросветный мрак невежества. Теперь, когда мы освободили свои глаза от чужих очков, историческое зрение лучше видит проблески русской образованности и культуры даже в такое время, каким является время Грозного царя.

Гейнце Н. Э., Ермак Тимофеевич

Теперь дело было сделано: от орды Русь была свободна. Народ русский, единый по крови, по вере и языку имел вместо многих князей одного государя. Удачи победы и великий ум Иоанна III еще более возвысили мнение русских о самих себе и о величии своего государя.

Гейнце Н. Э., Новгородская вольница

Теперь дело было сделано: от Орды Русь была свободна. Народ русский, единый по крови, по вере и языку, имел вместо многих князей одного государя. Удачи победы и великий ум Иоанна III еще более возвысили мнение русских о самих себе и о величии своего государя.

Гейнце Н. Э., Первый русский самодержец

— Князь Димитрий! — сказал Мансуров, — и ты, Мурза Алеевич Кутумов! не забывайте, что вы здесь не на городской площади, а в совете сановников нижегородских. Я люблю святую Русь не менее вас; но вы ненавидите одних поляков, а я ненавижу еще более крамолы, междоусобие и бесполезное кровопролитие, противные господу и пагубные для нашего отечества. Если ж надобно будет сражаться, вы увидите тогда, умеет ли боярин Мансуров владеть мечом и умирать за веру православную.

Загоскин М. Н., Юрий Милославский, или Русские в 1612 году

Царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич покинул столицу и жил в Александровской слободе, окруженный «новым боярством», как гордо именовали себя приближенные государя — опричники, сподвижники его в пирах и покаянных молитвах, резко сменяющихся одни другими, и ревностные помощники в деле справедливой, по его мнению, расправы с «старым боярством».

Гейнце Н. Э., Малюта Скуратов

Благословенно буди
Пришествие твое, спаситель Руси!
Ты нам родной, тебя вспоила Волга,
Взрастил, взлелеял православный мир,
Ты честь и слава русского народа.
Потоль велика русская земля,
Поколь тебя и чтить и помнить будет.

Островский А. Н., Козьма Захарьич Минин-Сухорук

28 июля 1456 года настоящую икону, с торжественным крестным ходом сам великий князь с детьми, митрополит всея Руси святой Ионой, с духовенством и народом проводил до бывшего тогда в предместье Москвы Савина монастыря, и с того же времени установлен в воспоминание об этих проводах крестный ход 28 июля, который совершается в Москве и ныне.

Гейнце Н. Э., Людоедка

Да, Русь была тогда полна чарования!Родные предрассудки и поверья, остатки мира младенческого, мифического; духи и гении, налетевшие толпами из Индии и глубокого Севера и сроднившиеся с нашими богатырями и дурачками, царицы, принцы, рыцари Запада, принесенные к нам в котомках итальянских художников: все это населяло тогда домы, леса, воды и воздух и делало из нашей Руси какой-то поэтический, волшебный мир.

Лажечников И. И., Басурман

Несмотря на всю строгость царствовавшего государя, в местах, удаленных от его недреманного ока, в оны времена, как и в дни гораздо позднейшие, на Руси во всю ширь царил безграничный русский произвол, мироволье и бессудство.

Лесков Н. С., Старые годы в селе Плодомасове

Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период [См.: Г. П. Федотов. «Святые Древней Руси».]).

Бердяев Н. А., Русская идея

Оно выразилось преимущественно в западной и южной Руси, но не могло не коснуться и северо-восточного края, тем более что он пришел с Западом в ближайшее соприкосновение во время самозванцев.

Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы

Лебедь живет в старинных наших песнях, очевидно сложенных на юге России, живет также до сих пор в народной речи, хотя там, где теперь обитает настоящая Русь, лебедь не мог войти ни в песню, ни в речь, так мало знает и видит его народ.

Аксаков С. Т., Записки ружейного охотника Оренбургской губернии

Вот, вот она! вот русская граница!
Святая Русь, Отечество! Я твой!
Чужбины прах с презреньем отряхаю
С моих одежд — пью жадно воздух новый:
Он мне родной!.. теперь твоя душа,
О мой отец, утешится, и в гробе
Опальные возрадуются кости!
Блеснул опять наследственный наш меч,
Сей славный меч, гроза Казани темной,
Сей добрый меч, слуга царей московских!
В своем пиру теперь он загуляет
За своего надёжу-государя!..

Пушкин А. С., Борис Годунов

Всю жизнь трудился Илья не покладая рук; печенегов, и татар, и разбойников извел великое множество; разных Тугаринов Змеевичей, и Идолищ Поганых, и полениц, и жидовинов побеждал; век прожил в подвигах и на заставах, не пропуская злого в крещеную Русь; и верил он во Христа, и молился ему, и думал, что исполняет Христовы заповеди.

Гаршин В. М., Надежда Николаевна

Не довольствуясь этим завоеванием, Ермак пошел далее, покорил весь край до Оби и заставил побежденные народы целовать свою кровавую саблю во имя царя Ивана Васильевича всея Руси.

Толстой А. К., Князь Серебряный

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли.

Гоголь Н. В., Мёртвые души

Живя с народом, сам,
Что думывал, что читывал,
Всё — даже и учителя,
Отца Аполлинария,
Недавние слова:
«Издревле Русь спасалася
Народными порывами».

Некрасов Н. А., Кому на Руси жить хорошо

Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Калечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях; наконец, переходила к нашей демонологии, к мертвецам, к чудовищам и к оборотням.

Гончаров И. А., Обломов

В каком же смысле русское народное православное сознание верит в святую Русь и всегда утверждает, что Русь живет святостью, в отличие от народов Запада, которые живут лишь честностью, т. е. началом менее высоким?

Бердяев Н. А., Судьба России

— Окружит эта шайка продажных мошенников светлый трон царя нашего и закроет ему мудрые глаза его на судьбу родины, предадут они Россию в руки инородцев и иностранцев. Жиды устроят в России своё царство, поляки своё, армяне с грузинами, латыши и прочие нищие, коих приютила Русь под сильною рукою своею, свои царства устроят, и когда останемся мы, русские, одни… тогда… тогда, — значит…

Горький Максим, Жизнь ненужного человека

В этом живом муравейнике, который кипит по чусовским пристаням весной под давлением одной силы, братски перемешались когда-то враждебные элементы: коренное чусовское население бассейна Чусовой с населявшими ее когда-то инородцами, староверы с приписными на заводе хохлами, представители крепкого своими коренными устоями крестьянского мира с вполне индивидуализированным заводским мастеровым, этой новой клеточкой, какой не знала московская Русь и которая растет не по дням, а по часам.

Мамин-Сибиряк Д. Н., Бойцы

— Вот кого новообрядствующей-то церкви надо гнать, вот кого зорить да жечь! А не нас, мы — искони Русь, наша вера истинная, восточная, корневая русская вера, а это все — Запад, искаженное вольнодумство! От немцев, от французов — какое добро? Вон они в двенадцатом-то году…

Горький Максим, В людях

Мы в это время занимались своими вопросами: о торговле древнейшей Руси, о таланте г. Щербины, об Иакове Мнихе, о зооморфических божествах у славян, восхищались пением Марио и письмами Ивана Александровича Чернокнижникова, жалели о почти единовременной кончине Жуковского, Гоголя и Загоскина и удивлялись ковам англичан, готовившимся против нас…

Добролюбов Н. А., Забитые люди

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
— Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!

Толстой А. К., Песня о походе Владимира на Корсунь («Добро,— сказал князь, когда выслушал он // Улики царьградского мниха…»)

Сказки, легенды [и всякого рода предания] хранятся в устах старушек; рассказы о святых местах и чужих землях также разносятся по Руси странницами и богомолками.

Добролюбов Н. А., Черты для характеристики русского простонародья

— Знаю, не ты один слышал и не верил! Такого чудовища на Руси, как я, не было и не будет. Диво ли, что веру не имели к этим слухам? Так знай же: последний Новик был сын, законный сын русского боярина, Семена, Иванова по отце, Кропотова.

Лажечников И. И., Последний Новик. Том 2

Просвещенные племена германцев и итальянцев, а с другой стороны, свирепые печенеги и половцы также, наверное, не остались без влияния на древнюю Русь.

Добролюбов Н. А., О русском историческом романе

Нужды нет, что якуты населяют город, а все же мне стало отрадно, когда я въехал в кучу почерневших от времени, одноэтажных, деревянных домов: все-таки это Русь, хотя и сибирская Русь! У ней есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах, обычаях, отчасти, как вы видите, в языке, что и образует ей свою коренную, немного суровую, но величавую физиономию.

Гончаров И. А., Фрегат «Паллада»

В то сравнительно весьма недавнее время у нас на святой Руси людей непривилегированного класса секли плетями и клеймили.

Лесков Н. С., Пигмей

Пусть лучше будет празднен храм, я не смущуся сего: я изнесу на главе моей тело и кровь Господа моего в пустыню и там пред дикими камнями в затрапезной ризе запою: «Боже, суд Твой Цареви даждь и правду Твою сыну Цареву», да соблюдется до века Русь, ей же благодеял еси!

Лесков Н. С., Соборяне

Вся жизнь его была безусловным протестом против петровской Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни русского народа.

Герцен А. И., Былое и думы

Ты и великая, ты и могучая, матушка Русь!

Гейнце Н. Э., В действующей армии

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Есенин С. А., Русь советская («Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело…»)

Впоследствии понял я высокий смысл этих простых слов, которые успокоивают всякое волненье, усмиряют всякий человеческий ропот и под благодатною силою которых до сих пор живет православная Русь. Ясно и тихо становится на душе человека, с верою сказавшего и с верою услыхавшего их.

Аксаков С. Т., Детские годы Багрова-внука

Еще Владимир Великий сказал: «Веселие Руси пити и ясти», и в этих немногих словах до такой степени верно очертил русскую подоплёку, что даже и доныне русский человек ни на чем с таким удовольствием не останавливает свою мысль, как на еде.

Салтыков-Щедрин М. Е., Убежище Монрепо

Род наш один из самых древних родов на Руси: все Протозановы по прямой линии происходят от первых владетельных князей, и под родовым гербом нашим значится, что он нам не милостью дарован, а принадлежит «не по грамоте».

Лесков Н. С., Захудалый род

— Я, — кричит, — дворянин, потомок великого рода людей; деды и прадеды мои Русь строили, исторические лица, а этот хам обрывает слова мои, этот вшивый хам, а?!.

Горький Максим, Исповедь

Она была во времена оны в таком же ходу по всей Руси, как «Черная шаль» Пушкина. Только по самоуправству поэтическому сосна превращена в дуб.

Лажечников И. И., Беленькие, чёрненькие и серенькие

Впоследствии, не так скоро, но прочно, без восторга, но с каким-то умилением начала читать и читает до сих пор «Юрия Милославского» вся грамотная Русь… и читает она его не даром: русский ум, дух и склад речи впервые послышались на Руси в этом романе.

Аксаков С. Т., Биография Михаила Николаевича Загоскина

И взвод пел: «За царя и Русь святую уничтожим мы любую рать врагов».

Гиляровский В. А., Трущобные люди

— З-значит, мы с вами з-закутили! Люблю, черт! Не будь я штабс-капитан Рыбников, русский солдат, если я не люблю русских писателей! Славный народ! Здорово пьют и знают жизнь насквозь! Веселие Руси есть пити. А я, брат, здорово с утра дерябнул.

Куприн А. И., Штабс-капитан Рыбников

— Мы жа тут коренной народ. Велика Русь!

Горький Максим, Дело Артамоновых

Смотрите также