Что значит «оценка»?

Cлово «оценка» означает:

см.: Оценочное высказывание.

Источник: Словарь логики

Значение слова «оценка» в словарях

— англ. evaluation; нем. Bewertung; Urteil. 1. Соотнесение к.-л. объекта  с принятым критерием, образцом, нормой. 2. Определение  цены ч.-л.

Источник: Социологический словарь

Философский словарь

Оценка

см.: Оценочное высказывание.

Бизнес словарь

Оценка

определение стоимости товара, услуги.

Исторический словарь

Оценка

(Лев. 27), цена выкупа посвященных Господу людей и вещей.

Психологический словарь

Оценка

(assesment) — процесс сбора и интерпретации релевантной информации о клиенте или предмете.

Социологический словарь

Оценка

— способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Можно выделить три типа значимостей: теоретический (гносеологические О.), ценностный (аксиологические О.), практический (реализация гносеологических и аксиологических О. через волевые импульсы субъекта в системах  предметных и коммуникативных действий). Предметом оценивания в гносеологических О. являются имманентные свойства объектов, объекты  "сами по себе". Предметом оценивания в аксиологических О. являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта. Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для потребностей и запросов субъекта (нейтральная аксиологическая значимость). Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности. Нечто является ценностью  не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно еще до акта О. отвечать потребностям и запросам субъекта. Не О. конституируют ценность, а ценность делает возможной О. как фиксацию ее аксиологической значимости. Ценности  задают онтологическое основание актам оценивания. Таким образом, система ценностей не может быть рассмотрена как результат оценочного познания, подобно тому, как система знаний является результатом "внеоценочного" познания (прежде всего научного). Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Последние нельзя локализовать в структуре психики субъекта. Хотя они закрепляются (интернализируются) в диспозиционных структурах  личности как ценностные ориентации,  они постоянно эксплицируются в новых системах О. субъекта, т.е. они постоянно поддерживаются за счет своей включенности в объективно сложившиеся и формируемые ценностные отношения. В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, т.е. проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной О. В то же время  ценностное отношение  предполагает активность  субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить О., т.е. проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые О. творческие включения. Избегание занятия позиции оценивания — это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный). Таким образом, аксиологические О. универсальны — любая иная О. может быть рассмотрена как особый тип О. аксиологической (в том числе гносеологическая как О. на истинность  или ложность) или как имеющая аксиологическую составляющую (практические О., инспирируемые непосредственной ситуацией деятельности, поведения или общения). Таким образом, любая О. есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности. Тем не менее принято отличать безоценочное и оценочное познание.  Последнее, по своей сути, (в отличие от первого, нацеленного на имманентное, внесубъектное существование) есть или акт установления (приписывания) ценности, или акт сравнения по какому-либо принятому (в культуре, общности, группе, институции) образцу, норме, идеалу,  т.е. имплицитному критерию оценивания, который может быть задан и эксплицитно. Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (т.е. предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения. При этом опять возникает проблема  изначальной аксиологической предзаданности любого критерия (в том числе и познавательного) в ситуации выбора паттерна,  парадигмы или теоретико-методологической ориентации. Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание.  Таким образом, О. является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией. Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория  лингвистическая и коммуникационная. Следовательно, аксиологические О. универсальны в плане  связывания через них культурного и социального миров, теории и практики (причем с акцентированием последней — теория  переводится в схемы действия с объектами и ориентируется на свою применимость в решении конкретных проблем и выполнении определенных задач). Тем самым научный анализ  О. во многом сдвигается из проблематики их типологии и отличения оценочного от безоценочного в область исследования оснований и внутренней структуры О., определения мер рефлексированности (как обращенности О. на самую себя, на осознание процесса  и механизмов собственного становления и функционирования). Одна из основных задач такого рода рефлексии — отыскание и (или) выработка и эксплицитное обоснование  критериев оценивания. Акты же оценивания могут быть поняты как интерпретации, в разной степени выражающие те или иные смыслы и, соответственно, проверяемые (интерпретации следующего уровня) на адекватность  предмету и (или) ситуации, а также потребностям и запросам субъекта (в конечном счете — стоящей за ним ценности). О. — предмет анализа в социогуманитарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности — в социологии. Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют по преимуществу О. как исходные данные,  в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентаций как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению. Однако в концепциях  ценностных ориентаций плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента  к его ценностным ориентациям,  а от последних — к ценностям как конечным детерминантам поведения. Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О. по отношению к ценностям, т.е. происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность  в познании. Последняя не выполняется и по иной причине — в фактологический уровень дисциплины кладутся О., тогда как установка  требует избегания оценочной информации. Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О. из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки. Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентаций в социологии. В.Л. Абушенко

Большой Энциклопедический Словарь

Оценка

в философии — отношение к социальным явлениям, человеческойдеятельности, поведению, установление их значимости, соответствияопределенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласиеили критика и т. п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением,уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. Сдругой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, местав системе поведения личности — необходимое условие правильной оценки этогодействия.

Психологическая энциклопедия

Оценка

— процесс, посредством которого мы оцениваем релевантность стимулов с точки зрения того, насколько они значимы для нашей жизни.

Толковый словарь Ожегова

Оценка

Мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь

Экономический словарь

Оценка

— 1. процедура определения цены, ценности; 2. мнение о ценности, уровне или значении; 3. отметка по балльной системе.

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.
1. процесс действия по гл. оценить , оценивать.
2. Результат такого действия; назначенная или определенная кем-либо стоимость, цена. отт. перен. Мнение, суждение о качествах, характере кого-либо или чего-либо.
3. перен. Отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений и навыков учащегося. отт. Отметка при определении качества или достоинства чего-либо.

II ж. Ценностный аспект семантики языковых выражений (в лингвистике).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

ж.
1) Действие по знач. глаг.: оценить, оценивать.
2) Назначенная или определенная кем-л. стоимость, цена.
3) перен. Мнение, суждение о качествах, характере кого-л., чего-л.
4) а) перен. Отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений, навыков учащегося. б) Отметка при определении качества или достоинства чего-л.

Словарь русского языка Лопатина

Оценка

оц`енка, -и, р. мн. -нок

Каким бывает «оценка»?

Оценка бывает:

  • адекватная
  • объективная
  • негативная
  • положительная
  • отрицательная
  • справедливая
  • неверная
  • быстрая
  • верная
  • высокая
Все определения к слову ОЦЕНКА

Морфемный и фонетический разбор слова «оценка»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова оценка. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «оценка»

Какими словами можно заменить слово оценка? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ОЦЕНКА

Ассоциации к слову «оценка» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово оценка? В русском языке со словом оценка чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ОЦЕНКА

Сочетаемость слова «оценка»

Как правильно употребляется слово оценка? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • авторская оценка
  • адекватная оценка
  • аналогичные оценки
  • балльная оценка
  • беспристрастная оценка
  • верная оценка
  • взвешенная оценка
  • внешняя оценка
  • восторженные оценки
  • высокая оценка
Полная таблица сочетаемости слова ОЦЕНКА

Предложения со словом «оценка»

Примеры употребления слова оценка в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Так, в начале 1992 г. высокую оценку получали фармацевтические компании.

Асват Дамодаран, Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов

Экзамены и все эти хорошие оценки дают университету или работодателю возможность быстро узнать о вас то, что им нужно.

Ричард Темплар, Правила, которые стоит нарушать

В результате оценки ситуации в компании оказывается, что большому количеству сотрудников необходима переподготовка.

Александр Солдатов, Я – бизнес-тренер: Секреты обучения взрослой аудитории

Подлинный источник этой фразы: «Сталин был прав, когда говорил Эмилю Людвигу, что одним страхом нельзя было бы удержать власть. Она была удержана и ложью» (М. Геллер и А. Некрич, «Утопия у власти»). Первая половина этой фразы действительно передаёт сказанное Сталиным Людвигу в беседе 13 декабря 1931 г.: «Неужели Вы думаете, что можно было бы в течение 14 лет удерживать власть и иметь поддержку миллионных масс благодаря методу запугивания, устрашения? Нет, это невозможно». Но пересказ Сталина на этом завершается. Вторая половина фразы — собственная оценка Геллера и Некрича.

Иосиф Виссарионович Сталин

Все предложения и цитаты со словом ОЦЕНКА

Cлово «оценка» является ответом на вопросы