Что значит «негативность»?

Cлово «негативность» означает:

— конститутивный принцип  социально-символического порядка, отличающий его от природного. Фрейдовская концепция  Н. рассматривается в плане  сексуального запрета ("репрессия в подсознании"). Марксистская доктрина анализирует структуру отношений собственности — обладание вещами характеризуется скорее отрицательно, как ограничение прав других на этот предмет. Хайдеггеровская трактовка "выдвинутости в ничто" выводится из группового "тебе-не-должно" в отношении индивида.  Э. Берк считает, что Н. как таковая предполагает некий общий травматический опыт отсутствия. Берк сводит понятие  Н. к лингвистической (равной социальной) парадигме. Н. формируется вначале как объективное с переходом в субъективное (универсализация качества). "Нет" может ощущаться как позитив в смысле чувства абсолютного в себе, а не страха внешнего взыскания. Любой опыт окрашен Н. Сущность языка  как символического действия определяется во взаимодействии с Н. Парадокс Н. в том, что полярные термины  и исключают друг друга, и зависят друг от друга. Развивая понятие "Н.", Берк обозначает формы эволюции Н.: 1. Примитивный негатив — то, что хочется, но нельзя или страшно получить. 2. Негатив как рациональный, разумный или драматический позитив. Вопрос выбора и пути достижения цели. Актуализация  "Н. свободы". 3. Совершенный негатив как переход от "тебе-не-должно" к "это нельзя". В этом способе трактовки заключена форма,  которая трансформируется в другую форму. человек  должен установить отношение,  в котором будет сформирован смысл негатива или позитива. Представителями северо-американской формальной традиции  ("новой критики") выделены и разработаны два подхода  к Н.: 1) научный (Я как определение) . Индивид пытается (вос)произвести свою индивидуальность  в тексте  (письме-чтении), используя универсальные принципы антропологической артикуляции; 2) драматический (Я как действие) . Основа драматического — различие  между человеком и предметной реальностью: "Things move, persons act" /"Предметы (вещи) двигаются, личности действуют". — Ред./. Подобное построение сформировало новый концептуальный  аппарат гуманитарного исследования и разработало связанную с ним новую модель  порождения значения и, шире, неклассического типа философствования. Е.В. Матусевич

Источник: Социологический словарь

Значение слова «негативность» в словарях

Фанц. NEGATIVITE. Термин Ю. Кристевой из ее «Революции поэтического языка», заимствованный у Гегеля; характеризуется Кристевой как «четвертый термин гегелевской диалектики». Исследовательница активно употребляет это понятие в своих работах, хотя тщетно было бы приписывать ему терминологическую четкость и абсолютную корректность применения: «негативность» для нее — всего лишь одно «слово» в ряду других («разнородность», «гетерогенное», «отказ» и т. д.), используемых ею для описания главного для нее явления — импульсного действия либидо. Материальная вещность коллективной либидозности, пронизываемая импульсами — прорывами семиотического ритма жизни и смерти, Эроса и Танатоса, прорывает логическую структуру обыденного языка; этот прорыв и есть «негативность» поэтического текста. Чем больше «прорыв» семиотического ритма «негативизирует» нормативную логическую организацию текста, навязывая ему новое означивание, лишенное коммуникативных целей, тем более такой текст, с точки зрения Кристевой, будет поэтическим, и тем более трудно усваиваемым, если вообще не бессмысленным, он будет для читателя. Соответственно постулируется и новая практика «прочтения» художественных текстов, преимущественно модернистских: «Читать вместе с Лотреамоном, Малларме, Джойсом и Кафкой — значит отказаться от лексико-синтаксическо-семантической операции по дешифровке и заново воссоздать траекторию их производства. Как это сделать? Мы прочитываем означающее, ищем следы, воспроизводим повествования, системы, их производные, но никогда — то опасное и неукротимое горнило, всего лишь свидетелем которого и являются эти тексты» (Kristeva:1974, с.98). Если воссоздать «горнило» в принципе нельзя, следовательно, реальна лишь приблизительная его реконструкция как описание процесса «негативности». Свидетельством революции поэтического языка в конце XIX в. для Кристевой служит творчество Малларме и Лотреамона — самых популярных и общепризнанных классиков постструктуралистской истории французской литературы. Исследовательница считает, что именно они осуществили кардинальный разрыв с предшествующей поэтической традицией, выявив кризис языка, субъекта, символических и социальных структур. «» у обоих поэтов определяется во фрейдистском духе, как бунт против отца — фактического у Малларме и божественного у Лотреамона — и отцовской власти. В этом кроется и различие в проявлении «негативности»: «Если Малларме смягчает негативность, анализируя означающий лабиринт, который конструирует навязчивую идею созерцательности, то Лотреамон открыто протестует против психотиче-ского заключения субъекта в метаязык и выявляет в последнем конструктивные противоречия, бессмыслицу и смех» (там же. с. 419); «Отвергнутый, отец Лотреамона открывает перед сыном путь «сатаны», на котором смешаны жестокость и песня, преступление и искусство. Напротив, Малларме сдерживает негативность, освобожденную действием того музыкального, орализованного, ритмизированного механизма, который представляет собой фетишизацию женщины» (там же. с. 450-451). НЕОБАРОККО Исп. NEOBARROCO. Ощущение театральной призрачности, неаутентичности жизни, особенно проявившееся в 80-х годах, испанская исследовательница Кармен Видаль связывает с необарочным мироощущением. Одним из первых определение «необарокко» для характеристики современного общества выдвинул испанский философ Хавьер Роберт де Вентос (Ventos:1980, Ventos:1990). По мнению философа, это общество отличается отсутствием авторитетного теоретического обоснования, хотя в то же время оно недвусмысленно противопоставляет себя «научному и идеологическому тоталитаризму»; оно скорее склонно не к целостному, а дробному и фрагментированному восприятию, к пантеизму и динамике, к многополярности и фрагментации — все эти признаки являются типичными «морфологическими парами», которые в свое время выделил в качестве типологических характеристик барокко Э.Д&Орс. Барочными по своей сути являются, как подчеркивает Кармен Видаль, те определения, которые дали 80-м годам Ж. Бодрийар («система симулякров», т. е. кажимостей, не обладающих никакими референтами, фантомных миров самореференциальных знаков), Г. Дебор («общество спектакля») или Ж. Баландье («театрократия»). Омар Калабрезе назвал этот период «эрой необарокко», Жиль Аиповецкий — «империей эфемерного» и «эрой вакуума».  

Источник: Философский словарь

Синонимы к слову «негативность»

Какими словами можно заменить слово негативность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову НЕГАТИВНОСТЬ

Cлово «негативность» является ответом на вопросы

  • Вопросы, в которых ответом является слово «негативность» не найдены.