Что значит «магия»?

Cлово «магия» означает:

(греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на любые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность, в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие, связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).

Источник: Философский словарь

Значение слова «магия» в словарях

(от греч. mageia) (колдовство — волшебство), обряды, связанные сверой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага)воздействовать на людей и явления природы. возникла в первобытномобществе и стала элементом обрядов.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Магия

— колдовство, волшебство — обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Лечебная М. своими корнями связана с народной медициной. Вредоносная М. — насылание порчи врагу-чужеплеменнику. Любовная или половая М. — ухаживание, привораживание. Промысловая М. -действия охотника для приманивания и поимки зверя. Аграрная М. — колдовские приемы воздействия на урожай и погоду. Исполнителями магических обрядов обычно выступают специалисты — знахари, гадатели, ведуны, ведьмы, колдуны, экстрасенсы. Различают также М. белую и черную. Первая — колдовство с помощью небесных сил, вторая — колдовство с помощью адских сил, дьявола.

Религиозный словарь

Магия

По одним толкованиям – нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы; по другим, связанным с постметафизическми учениями – непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. неотделима от образа мага, колдуна. возникла в первобытном обществе и вошла во многие религии и обряды. Существуют культы, делающие основной акцент исключительно на магии. Такие культы объединены общим названием брухерия.

Толковый словарь Даля

Магия

ж. знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство, волховство, колдовство, волшебство; знахарство может относиться и к тому, и к другому виду. Магический, к магии относящ. Маг или магик м. обладатель таинств магии, в том или в другом значении.

Толковый словарь Ожегова

Магия

Совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных влиять на сверхъестественные силы

Психологический словарь

Магия

(Magic; Magie) — практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями; форма общения со сверхъестественными "надмирными" силами; объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы.Вера в магию предполагает бессознательность как искомое начало, и магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью магических ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является архетипической фигурой, соответствующей мапа-личиости.

Социологический словарь

Магия

(magic) — попытка приводить в действие  сверхъестественные или духовные силы с целью  достижения определенного результата ритуализированными средствами. Магию не всегда легко отличить от религиозной деятельности (см. Религия) , и на практике она часто с нею соприкасается, отличаясь, однако, более инструментальным, непосредственным воздействием. С функционалистской точки зрения (см. Малиновский, 1948), магия  применяется в ситуациях, когда отсутствуют эффективные средства достижения желаемой цели. Таким образом, ее социальной функцией является смягчение тревог и осуществление потребности что-то предпринять. Она может также быть картартической (см. также Черная магия и колдовство;  Шаман) . В самом широком смысле магия — это черта не только так называемых примитивных обществ, но и часть жизни современных; вера  в различные псевдонауки, вроде астрологии; сохранение суеверия. Взаимопроникновение "истинных" технологий и ритуализированных магических сеансов — всеобъемлющая особенность социальной деятельности, существующая даже в современной медицине. В обсуждении понятия имеется трудность. Ведь различие  между эмпирической наукой и не наукой никогда не было простым вопросом (см. Наука)  и оказываются стертыми различия между технологией и магией. Так, многие из ее приверженцев не имеют четкого различия между естественным и сверхъестественным. Следовательно, магия — скорее понятие  конкретного наблюдателя, нежели разделяемое всеми участниками.

Философский словарь

Магия

(лат. magia, от греч. mageia) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности. Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида. По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. — предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание. Она культивирует также свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее — психикой и физиологией человека — объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа, во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур. Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу. Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М. Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному». Религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации («функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М. Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию — раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия (харизма, судьба, тайные силы) для создания политических мифологий. О Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Заблуждающийся разум. М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция. СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

Психологическая энциклопедия

Магия

(Magic; Magie) — практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями; форма общения со сверхъестественными "надмирными" силами; объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы.Вера в магию предполагает бессознательность как искомое начало, и магические ритуалы в таком случае дают человекуощущение большей безопасности. Целью магических ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является архетипической фигурой, соответствующей мапа-личиости.

Википедия

Магия

Ма́гия ( от ) — это предполагаемое искусство манипулирования реальностью с помощью специальных предметов, заклинаний и ритуалов, основанных на тайных знаниях и силах, сверхъестественным путём. Практика, классифицируемая как магия, в сущности представляет собой аспект или отблеск мировоззрения, которого придерживались некоторые люди в разные моменты своего исторического развития.

Большой современный толковый словарь русского языка

I ж.

1.совокупность обрядов, действий, слов, связанных с верой в способность человека — мага, волшебника, колдуна — с помощью чудодейственных сил воздействовать на людей, животных и природу; колдовство, волшебство, чародейство.

2. перен.Необыкновенная сила воздействия на кого-либо. II ж.Притягательная, покоряющая сила; очарование.

Новый словарь иностранных слов

Магия

( лат. magia ( гр. mageia) чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; м. является составной частью всех религиозных культов; белая м. — колдовство с помощью божественных сил ; черная м. — колдовство с помощью нечистой силы , дьявола.

Морфемный и фонетический разбор слова «магия»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова магия. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «магия»

Какими словами можно заменить слово магия? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову МАГИЯ

Ассоциации к слову «магия» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово магия? В русском языке со словом магия чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову МАГИЯ

Сочетаемость слова «магия»

Как правильно употребляется слово магия? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • активная магия
  • английская магия
  • астральная магия
  • атакующая магия
  • белая магия
  • боевая магия
  • божественная магия
Полная таблица сочетаемости слова МАГИЯ

Предложения со словом «магия»

Примеры употребления слова магия в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Например, с помощью магии можно создать гигантский огненный шар.

Луи Стоуэлл, Дракон в библиотеке

Кроме того, он, если слухи не врали, владел боевой магией

Ольга Онойко, Дети немилости

– Мы чувствуем, что кто-то в том мире пользуется тёмной магией. Он причиняет людям боль и несчастье. Если мы правы, его нужно остановить.

Линда Чэпман, Друзья звезд. Магия зеркала

На прошлом — замок, и магия скрыта, но когда будет сломана печать, весь мир изменится.

Хроники крыльев

Все предложения и цитаты со словом МАГИЯ

Cлово «магия» является ответом на вопросы