Что значит «знак»?

Cлово «знак» означает:

(в психологии) (англ. sign) — компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением др. людей. Впервые возникшее при использовании орудий труда опосредствование человеческой деятельности приводит в дальнейшем к перестройке последней за счет применения 3. Орудийные и знаковые опосредствования составляют специфическую черту деятельности и психики человека, возникая как средство социальной связи и воздействия на других. 3. (напр., словесный), опредмечивая и объективируя идеальный образ действия, дает возможность человеку преобразовывать поведение, перестраивать план своей деятельности до осуществления реальных преобразований с объектом, др. словами, 3. становится средством овладения собственным поведением, средством саморегуляции (Выготский Л. С, Леонтьев А. Н.).3. выступает в двух планах: в социальном — как продукт истории культуры человеческого рода и в психологическом — как орудие психической деятельности конкретного человека. 3. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д. Развиваясь и обособляясь в знаковые системы (естественные языки как средство общения, искусственные и условные языки символики и формализации в познании и др.), 3. из средства передачи общественного опыта превращаются в средство изменения и совершенствования этого опыта; связанная с этим эвристическая роль 3. в познавательной деятельности возникает на основе временного отвлечения от реального объекта и м. б. корректно осуществлена при условии проверки итогов формальных преобразований, содержательной интерпретации их, сопоставления с явлениями внешнего мира. См. Значение, Семантика, Семантический треугольник, Семиотика.Добавление: 1. В генетической психологии рассматривается специфика знаково-символических и материальных средств в ходе психического развития ребенка. Ребенок через общение со взрослыми усваивает значение и функцию 3., что приводит к перестройке его психики. Когда ребенок начинает говорить, он овладевает как бы лишь внешней оболочкой языка — ребенку недоступно зрелое понимание его как знаковой системы. Развитие понимания 3. тесно связано с достижениями ребенка во всех видах его деятельности. Овладение значением 3. происходит в игре, в рисовании и др. видах деятельности, где возникает необходимость замещения одного элемента действительности др. Ребенок в разных видах деятельности через взрослого открывает для себя связь между 3. и значением, поэтому 3. начинает выступать в основной своей функции — функции замещения. Использование предметов-заместителей в игре, каракулей и схем — заместителей в рисовании упражняет и развивает символическую (знаковую) функцию (см. Дооперациональное мышление). (В. С. Мухина.)2. Культура любое свое достижение превращает в 3. То, что не стало 3., не м. б. коммуницировано и никогда не станет фактом культуры, "рассеется как сон, как утренний туман". Августин, Карл и Шарлотта Бюлеры отмечали, а Выготский и Дж, Верч комментировали поразительное явление: младенцы порождают 3., понятные взрослым. Е. Чудинова обнаружила, что любящая мать к 2-3-мес возрасту своего ребенка различает более 10 видов его плача. движение младенца становится знаковым (помоги!) прежде, чем оно станет исполнительным, достигающим предмет. Иное дело, что младенец узнает последним, что он породил 3. (Выготский). Младенец является творцом культуры, поскольку он порождает свое слово, что, по М. М. Бахтину, характеризует индивидуальность. Порождаемые младенцем 3. представляют собой эмбрион культуры, бурно прорастающий в знаковые системы, выработанные человечеством, поскольку он уже не вполне натурален, а соприроден. См. Пролепсис. (В. П. Зинченко.)

Источник: Психологический словарь

Значение слова «знак» в словарях

— одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта.

Источник: Психологический словарь

Психологическая энциклопедия

Знак

— одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования. Возможность символического управления человеческим поведением — впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности — в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта.

Социологический словарь

Знак

— англ. sign; нем. Zeichen. Материально, чувственно воспринимаемый предмет  (явление,  действие) , служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения, переработки и передачи информации (знаний). Определяющей стороной 3. является его значение,  к-рое может быть предметным, смысловым и экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки. 

Философский словарь

Знак

— традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. и сообщений, использующих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, 3. служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. невозможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значение — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3, может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3. выражает эмоции человека, использующего 3. в определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. друг к другу (синтаксис), отношение 3. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия 3. занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17-18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование 3. внесли лингвистика и математическая логика. В 19-20 вв. сложилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (т. наз. знаковых), в которых происходит использование 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. 3. возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Р.Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. Иконическое отношение (по принципу подобия) — "простая общность по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. общения. Последние делятся на 3. искусственных знаковых систем и 3. естественных языков. Большое значение для создания теории 3. имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусст- венные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно выделяют следующие: 3. кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. для компьютерных программ и др.), 3. для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3. для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. В постмодернистской философии теория 3. подвергается самой радикальной переоценке. По мысли Деррида, концепт 3. "в своем корне и в своих импликациях …целиком и полностью метафизический, систематически сплавленный со стоической и средневековой теология-ми", тем не менее "в ходе его проработки и сдвигов, которым он был подвержен — и инструментом которых странным образом он сам же и был" выступил в двух ипостасях. С его помощью был осуществлен "раз-граничивающий" эффект: была проведена критика "метафизической принадлежности концепта знака" и одновременно удалось "очертить и расшатать пределы системы, внутри которой этот концепт родился и начал служить". Анализируя философские ходы Соссюра, Деррида отмечает, что тот сумел осмыслить то, что, во-первых, "означаемое неотделимо от означающего, что означаемое и означающее суть две стороны одного и того же продуцирования", и во-вторых, что "невозможно, чтобы звук, материальный элемент сам по себе принадлежал языку" и что "в своем существе лингвистическое означающее никоим образом не фонично". Но при этом, по Деррида: 1) поддержание строгого различения, оппозиции — по существу и по форме — между "означающим" и "означаемым" (это, согласно Деррида, и есть "принцип 3."); утверждение равенства между "означаемым" и "умопостигаемым"=концептом оставляет формально открытой возможность помыслить означаемый концепт в нем самом, в его простом присутствии для мысли, в его независимости …относительно системы означающих". Иными словами Соссюр "отдал долг классической потребности в "трансцендентальном означающем", которое не отсылает в себе, в своем существе, ни к какому означающему, не вписывается в знаковую цепочку и само в определенный момент уже не функционирует как означающее". По мысли Деррида, необходимо признать, что "всякое означаемое есть также нечто стоящее в положении означающего" и тогда "различение между означаемым и означающим — самый знак — становится проблематичным в его корне". 2) Соссюр традиционно отдает предпочтение всему тому, что связывает 3. со звуком, хотя и признает: "Не языковая речь присуща природе человека, но способность создавать язык, т.е. систему различных знаков…". Тем самым, по Деррида, остается за скобками возможность кода и артикуляции независимо от субстанции (например, звуковой). 3) Концепт 3. (означающее/означаемое) несет в себе необходимость… возвысить лингвистику до "патрона" семиологии. Звук есть, по сути дела, означающая субстанция, которая предстает сознанию как интимнейше связанная с мыслью означаемого концепта. Голос с этой точки зрения оказывается самим сознанием… Опыт этот — обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая структура и целая эпоха… От Платона до Гуссерля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т.д. 4) Только привилегия, врученная фонетическому и языковому 3., способна санкционировать идею Соссюра о том, что "лингвистический знак есть психическая величина, имеющая две стороны". Деррида критикует сам порожденный в таком контексте "семиологический" проект, включающий концепт коммуникации, который предполагает передачу, призванную переправить от одного субъекта к другому тождественность некоего обозначенного объекта, некоего смысла или некоего кон- цепта, формально позволяющего отделить себя от процесса этой передачи и от операции означивания. Коммуникация, трактуемая подобным образом, предполагает субъекты (чья идентичность и присутствие конституируются до операции означивания) и объекты (обозначаемые концепты, некий помысленный смысл, не подлежащий ни формированию …ни трансформированию при передаче сообщения). Преодоление "старой ткани" метафизики недостижимо единожды осуществленной "гносеологической отсечкой": по Деррида, "нескончаемость" процедуры деконструкции суть "существенная, систематическая и теоретическая". Рассуждая о фонологизме, Деррида отмечает, что он есть "в меньшей мере следствие применения алфавита в данной культуре, чем результат известной репрезентации, известного этического или аксиологического опыта этого применения". "Принцип различительности" требует, согласно Деррида, не только отказа от приоритета субстанции фонетической (или временной) и субстанции графической (или пространственной), но и велит трактовать "весь процесс означивания как формальную игру различений. То есть следов" (см. След). (См. Трансцендентальное означаемое, Пустой знак, Означивание.)

Словарь логики

Знак

 — материальный предмет, воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого предмета. Различают языковые и неязыковые З. Среди последних выделяют три разновидно­сти. 3. — копии обладают определенным сходством с представля­емыми ими объектами, напр. фотографии, отпечатки пальцев и т. п. 3. — признаки связаны с обозначаемыми объектами как следствия со своими причинами, напр. дым — 3. и следствие огня. З. — символы представляют собой некоторые наглядные образы, используе­мые для представления отвлеченного и часто весьма значительно­го содержания, напр. чайка — символ Московского Художественного театра, Московский Кремль — символ Москвы и России и т. п. Языковые 3. характеризуются тем, что не функци­онируют независимо друг от друга. Они объединяются в систему, правила которой определяют способы построения 3. — правила грамматики или синтаксиса, а также правила приписы­вания знакам смысла, значения, употребления. Выделяют 3. ес­тественных и искусственных языков. 3. естественного языка — отдельные слова, предложения, выражения, тексты и т. п. — состоят как из звуковых 3., так и из соответствующих им руко­писных, типографских и иных 3. Развитие науки привело к введе­нию в естественные языки специальных графических 3., исполь­зуемых для выражения научных понятий: математических 3., химических, физических и иных 3. Из 3. такого рода строятся ис­кусственные языки, правила которых — в отличие от правил есте­ственных языков — формулируются в явном виде. Искусственные языки находят преимущественное применение в науке, где они служат не только для общения между учеными, но и как мощное средство получения новой информации об изучаемых объектах. Различают предметное, смысловое и экспрессив­ное значение 3. Предмет, обозначаемый 3., называется пред­метным значением или денотатом 3.3. обозначает свой предмет, но выражает свой смысл — свойство представлять опре­деленные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, фиксирующие область приложения 3. В науке смысл 3. выражается в понятии. Под экспрессивным значением 3. понимают выража-   емые с помощью данного 3. чувства и желания человека, употре­бившего данный 3. в определенной ситуации. С развитием способности извлекать и перерабатывать инфор­мацию о предметах, оперируя не с самими предметами, а со 3., их представляющими, связаны революционные перевороты в раз­витии науки. Напр., разработка математической символики в XVI-XVII вв. содействовала резкому ускорению развития матема­тики и расширению сферы ее приложений в механике, астроно­мии, физике; развитие формализованных, информационных, ма­шинных языков было тесно связано с развитием кибернетики. Создание специальной символики обычно открывает перед нау­кой новые возможности: рационально построенные системы 3. позволяют в обозримой форме выражать соотношения между изу­чаемыми явлениями; добиваться однозначности используемых тер­минов; фиксировать такие понятия, для которых в обычном языке нет словесных выражений; формулы часто выражают не только некоторый готовый результат, но и тот путь, следуя которому этот результат можно получить. Выражение информации с помощью 3. делает возможной ее передачу по техническим каналам связи и ее математическую, логическую, статистическую обработку с помо­щью вычислительных устройств (см.: Денотат, Смысл, Имя).

Большой Энциклопедический Словарь

Знак

материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление,действие), который выступает как представитель другого предмета, свойстваили отношения. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся назнаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы; понимание знаков невозможнобез выяснения его значения. См. Семиотика.

Психологический словарь

Знак

1. Наиболее общее и всеобъемлющее значение – индикатор, подсказка, признак. Когда знак является характерным элементом некоторого предмета или события, он часто обозначается как естественный знак или сигнал; например, огонь – естественный знак того, что что-то горит. Когда знак имеет произвольный социальный или культурный компонент, он обычно обозначается как условный знак или символ; например, огонь в некоторых культурах является условным знаком жизни. 2. В более широком смысле – событие или действие, которое служит обозначением чего-то, имеющего значение, или проявления за его пределами. Например, для археолога черепок глиняной посуды – знак человеческого жилья, для клинициста сильно сжатые кулаки – знак напряженности или тревоги клиента. Этот способ употребления, когда речь идет о патологии, подобен, хотя не идентичен, употреблению термина симптом. Ср., например, смыслы фраз "Высокая температура – знак инфекции" и "Высокая температура – симптом инфекции". 3. Событие, которое на основании его временной и пространственной смежности с некоторым другим событием становится способным замещать это событие в вызывании реакции. В Павловских первых экспериментах по классическому обусловливанию, например, звонок стал знаком для слюноотделения после соединения его с пищей. Обратите внимание, что, хотя связь пища – звонок здесь является произвольной и приобретенной, термин символ здесь обычно не используется, потому что произвольность исходит снаружи по отношению к субъекту эксперимента. 4. Физический жест, особенно характерная последовательность или паттерн движений рук, используемый вместо слова или понятия как в языке знаков. 5. Математическое выражение, используемое вместо определенной операции или набора операций. Заметьте, однако, что знак и символ часто употребляются здесь взаимозаменяемо; знак +, например, называется математическим символом, хотя последний термин обычно предназначается для обобщенного значения. 6. В лингвистике – слово, рассматриваемое как символ предмета. Здесь знак является конкретным элементом, представляющим абстрактный или символический. 7. Один из 12 разделов зодиака. Глагол – обозначать, то есть указывать предмет или передавать информацию о предмете при помощи знаков (в любом из вышеупомянутых значений). Ср. здесь с глаголом значить, который используется для обозначения либо (а) демонстрации вещи посредством знака, либо (б) наличия значения.

Экономический словарь

Знак

— 1. пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь; 2. внешнее обнаружение, признак чего-нибудь; 3. жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь.

Толковый словарь Даля

Знак

м. признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственое доказательство, свидетельство; чувственое изъявление, обнаружение чего-либо. таможни, клеймо. — отличия, орден. — от раны, рубец. Подать знак рукой, шапкой,

Толковый словарь Ожегова

Знак

Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь

Википедия

знак — соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла, значения.

Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи информации.

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.признак, примета, по которым узнается, распознается что-либо. отт. Клеймо, метка.

2.предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-либо, символом чего-либо.

3.изображение с условным значением. отт. Письменное изображение звука речи; буква. II м.

1.То, что служит указанием на что-либо, свидетельством чего-либо, внешним обнаружением чего-либо.

2.Предзнаменование, предвестие.

3.Чувственное выражение, внешнее проявление чего-либо. III м.

1.Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-либо.

2.Предмет или действие в роли условного обозначения чего-либо; сигнал.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Знак

м.
1) а) Признак, примета, по которым узнается, распознается что-л. б) Клеймо, метка.
2) а) То, что служит указанием на что-л., свидетельством чего-л., внешним обнаружением чего-л. б) Чувственное выражение, внешнее проявление чего-л. в) Предзнаменование, предвестие.
3) Предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-л., символом чего-л.
4) Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-л.
5) Предмет или действие в роли условного обозначения чего-л.; сигнал.
6) а) Изображение с известным условным значением. б) Письменное изображение звука речи; буква.

Фонетический разбор слова «знак»

Звуко-буквенный разбор слова знак. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «знак»

Какими словами можно заменить слово знак? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ЗНАК

Ассоциации к слову «знак» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово знак? В русском языке со словом знак чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ЗНАК

Сочетаемость слова «знак»

Как правильно употребляется слово знак? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • астрологические знаки
  • белый знак
  • благоприятный знак
  • божественный знак
  • божий знак
  • большой вопросительный знак
  • большой знак
  • бумажные денежные знаки
  • быстрый знак
Полная таблица сочетаемости слова ЗНАК

Предложения со словом «знак»

Примеры употребления слова знак в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Стон, донёсшийся снизу, можно было считать знаком согласия. Во всяком случае, я его счёл именно таковым.

Сергей Бадей, Стремительный полет

В качестве особого знака внимания принц велел начальнику эскорта показать приёмы владения оружием.

Эрих Редер, Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943

– Ладно. Но только тихо. Пойдём! – И он махнул фонариком, давая знак следовать за ним.

Анка Штурм, Всемирный экспресс. Тайна пропавшего ученика

Доктор: Я принес это в знак отваги и сотрудничества! Что это за корабль и зачем вы здесь? Назовите свою расу и родную планету!

Одиннадцатый Доктор — Сезон 7

Все предложения и цитаты со словом ЗНАК

Cлово «знак» является ответом на вопросы