Что значит «действительность»?

Cлово «действительность» означает:

объективная реальность во всей ее конкретности,совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятиедействительности употребляется также в смысле подлинной реальности, вотличие от видимости.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Значение слова «действительность» в словарях

— в метафизическом смысле бытие того сущего (см. Сущее), к которому приложим предикат "действительный", т. е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин "действительность" (Wirklichkeit) как перевод лат. слова "actualitas" ("действенность") был введен Мейстером Экхартом. В нем. языке в понятии "действительность" содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. — с реальностью. В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности — тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие "наличное бытие", "существование". В неотомизме понятия "действительность" и "возможность" применяются наряду с понятиями "акт" и "потенция". О понимании действительности Кантом см. Постулат. Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. Макрокосмос, Микрокосмос). Переживаться может только микрокосмическая действительность (см. Трансцендентное по отношению к переживанию). Макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. Макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. Но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. Видимость). Микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В ней различают преднаходимое и представление. Собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, "наглядно-данным" нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. По сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. Но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. При этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. Припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я. Подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. Интенция). Как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке Я может указывать также и на действительность в первом смысле. Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. Существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. Внешний мир, Психофизический уровень). Различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит "пустым", но полный воды аквариум без рыбы является также "пустым". в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. Самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. С чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба — действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

Источник: Философский словарь

Философский словарь

Действительность

— в метафизическом смысле бытие того сущего (см. Сущее), к которому приложим предикат "действительный", т.е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин "действительность" (Wirklichkeit) как перевод лат. слова "actualitas" ("действенность") был введен Мейстером Экхартом. В нем. языке в понятии "действительность" содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. — с реальностью. В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности — тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие "наличное бытие", "существование". В неотомизме понятия "действительность" и "возможность" применяются наряду с понятиями "акт" и "потенция". О понимании действительности Кантом см. Постулат. Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. Макрокосмос, Микрокосмос). Переживаться может только микрокосмическая действительность (см. Трансцендентное по отношению к переживанию)., Макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. Макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. Но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. Видимость). Микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В ней различают преднаходимое и представление. Собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, "наглядно-данным" нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. По сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. Но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. При этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. Припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я. Подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. Интенция). Как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке Я может указывать также и на действительность в первом смысле. Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. Существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. Внешний мир, Психофизический уровень). Различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит "пустым", но полный воды аквариум без рыбы является также "пустым". в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. Самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. Предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. С чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба — действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

Толковый словарь Ожегова

Действительность

Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение

Каким бывает «действительность»?

Действительность бывает:

  • окружающая
  • суровая
  • объективная
  • реальная
  • кошмарная
  • тогдашняя
  • неумолимая
  • российская
  • обыденная
  • жестокая
Все определения к слову ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Морфемный и фонетический разбор слова «действительность»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова действительность. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «действительность»

Какими словами можно заменить слово действительность? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Ассоциации к слову «действительность» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово действительность? В русском языке со словом действительность чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Сочетаемость слова «действительность»

Как правильно употребляется слово действительность? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американская действительность
  • буржуазная действительность
Полная таблица сочетаемости слова ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Предложения со словом «действительность»

Примеры употребления слова действительность в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Это может соответствовать действительности, а может – и нет, ведь явление используют лишь в качестве жупела, без попытки серьёзного анализа.

Михаил Бубличенко, Люди-зомби. Они среди нас

Чересчур эмоциональное восприятие действительности может стать помехой в отношениях.

Коллектив авторов, Нумерология

Поскольку отработанные шаблоны непрямых действий по отношению к современной российской действительности оказались во многом несостоятельными.

Дмитрий Егорченков, Необъявленная война. Россия в огненном кольце

Предметом психологии является, как действительность субъекта становится переживанием и как это переживание становится действительным.

Алексей Николаевич Леонтьев

Все предложения и цитаты со словом ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Cлово «действительность» является ответом на вопросы